Как родители могут помочь первоклашке в первые учебные месяцы

Сегодня редкая семья не включена в предшкольную гонку: кружки, секции, есть даже дошкольный университет!

День дошкольника расписан по минутам. Но с началом учебы в школе ребенку требуется ничуть не меньше, а, пожалуй, даже больше внимания. О том, как помочь первокласснику в первые учебные месяцы, рассказывает академик РАО, профессор Марьяна Безруких.

Никаких «допов»

Чем меньше у ребенка негативного опыта предшкольного обучения, тем легче проходит адаптация в самой школе. Все зависит от того, насколько адекватной была эта подготовка к школе: не переусердствовали ли родители и воспитатели, пишет «РГ».

— Стресс, помноженный на эмоциональное и физическое напряжение, страх неудачи могут надолго отбить желание идти в школу, — говорит Марьяна Безруких. — При этом не так важно, что ребенок умеет уже считать и читать: на длинной дистанции школьного обучения выигрывает, как правило, тот, кто хочет учиться, в ком нет страха ошибки.

Многое зависит от учителя, его умения сделать учебу интересной, увлекательной и результативной. Мотивация учиться поддерживается двумя факторами — «интересно» и «получается».

Вводный курс

Оказывается, адаптация бывает разная. Физиологическая — к новому ритму жизни, режиму, нагрузкам. Психологическая — к новой роли ученика, к сверстникам, к новым правилам поведения.

— Физиологическая адаптация продолжается 1,5-2 месяца, а не несколько дней, как думают многие, — отмечает Безруких. — А у часто болеющих детей или имеющих особенности развития этот процесс может затянуться на полгода, а то и на год. Психологическая адаптация чуть короче — 3-4 недели, но есть дети, для которых и этот процесс проходит сложно.

В этот период детям сложно выполнять интенсивную и монотонную работу, плохо усваиваются новые навыки и действия. Вообще, по мнению Марьяны Безруких, первые месяцы в школе должны быть «вводным курсом», чтобы ребенок освоился в пространстве класса, в смене видов деятельности, в требованиях учителя, темпе работы и во многом другом.

Месяц на привыкание

Исследования показывают: после летних каникул и при переходе из начальной школы в основную сильно проседает качество подготовки детей, они как будто теряют интерес к учебе.

— В пятом классе не только сильно меняется организация учебного процесса. У детей в этом возрасте начинается один из самых сложных периодов развития — период полового созревания, — подчеркивает эксперт «РГ». — Это влечет проблемы с вниманием, памятью и другими процессами. Дети скатываются на «тройки».

А родители и педагоги считают, что ребенок просто ленится. Результат — конфликты, скандалы. А подросткам в этот период как воздух нужна поддержка.

Выход в школу после лета — тоже особая тема. После длительного перерыва в учебе организм вынужден учиться жить в новых условиях, привыкать. И адаптация может занять 3-4 недели.

Не зря в рекомендациях для первоклассников есть «постепенное включение в режим учебных нагрузок»: сокращенные уроки, отсутствие отметок и домашних заданий. Увы, все мы знаем, как эти рекомендации соблюдаются.

Битва за «домашку»

Вопрос домашних заданий — родительская боль.

В начальной школе их быть не должно, но они есть. На выходные — задают. На лето — список книг.

— Битва за «домашку» — настоящие подвиги родителей, полностью погруженных в процесс, и настоящие страдания детей, — соглашается Марьяна Безруких. — В начальной школе задания лучше выполнять, если рядом есть взрослый, который может объяснить, подсказать, причем хорошо бы в том же ключе, что объяснение учителя на уроке. Но редкий родитель так сможет. В итоге у взрослого — раздражение, у ребенка — несоответствие, ведь «Марьиванна объясняла не так», слезы, крик…

Фото: РИА Новости

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲
%d такие блоггеры, как: