Сага вторая

КРЕСТЬЯНСКИЕ КОРНИ. Сага вторая. Иди в трактористы — всегда будешь чистым!

Елена Ломакина
Дарья Трухляева
Фото Дарьи Трухляевой

Надежда Ивановна Поднебесная, классный руководитель группы «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» ПУ № 13, часто вспоминает слова своей мамы: «Дочка, иди в учителя, всегда на работе будешь чистой и опрятной». Послушалась – пошла. И посвятила профессии себя. Но за долгие годы, что прошли с наставлений мамы, изменилось многое. Теперь, чтобы на работу ходить чистым и опрятным, можно быть вовсе не учителем, а, например, механизатором или трактористом-машинистом сельскохозяйственного производства. Как ее новые подопечные. Или как ее муж. Он работает по подобной специальности в ООО «СП «Донском» и на работу ходит в опрятных футболках и удобной стильной униформе. Работой очень доволен. Так что объяснять своим ребятам-первокурсникам про престиж профессии Надежда Ивановна может по жизненным истинам.

Без малого 10 лет назад здесь, в ПУ, получил образование последний выпуск специалистов, связанных с аграрным сектором. А между тем, Профессионально-техническое училище № 13 гордо носит имя дважды Героя Социалистического Труда Виктора Ивановича Штепо, который посвятил всю жизнь развитию сельского хозяйства. Кроме того, общеизвестно, что сегодня практически в любом КФХ Калачевского района, да и всего региона, не хватает специалистов-аграриев, в частности – механизаторов. Заменить опытных работников просто некем. Инициативу, как и в случае с аграрными классами, проявили люди, знающие ситуацию изнутри: генеральный директор ООО «СП «Донское» Александр Борисович Колесниченко и его заместитель, а также верный соратник и супруга Ирина Николаевна.

Ирина Николаевна Колесниченко: «Профессиональное училище в этом году провело первый набор на обучение ребят, чья профессия связана напрямую с аграрным сектором.

Мы к этому долго и настойчиво стремились. Возможным открытие отделения на базе училища стало потому, что все причастные к решению вопроса сработали единой командой. Все понимали важность и необходимость такого шага. Я искренне хочу поблагодарить за поддержку администрацию Калачевского муниципального района. Глава Сергей Александрович Тюрин и его заместитель Александр Викторович Братухин всегда держали руку на пульсе событий, контролировали каждый этап, проявляли инициативу и решительность. Еще одна огромная благодарность – Комитету образования Волгоградской области. Мы нашли тоже полное взаимопонимание. И это было правильно, своевременно, необходимо.

Согласитесь, кадровый голод в сельском хозяйстве – известная реалия. Эту проблему и решает возрождение отделения на базе ПУ. Мы будем иметь приток специалистов, как это было раньше. Ведь их готовили не только в Калаче, у ПТУ был филиал в Береславке. Именно оттуда, из этого образования, что называется, родом большинство ныне работающих аграриев района. Но те, кто получал обучение в советские времена, постепенно подходят к пенсионному возрасту, им требуется смена, которой можно передать свое дело, свой опыт.
В свою очередь, ребята, оканчивающие 9-ый класс, сами зачастую не определились, кем хотят быть. Это чревато тем, что, вовремя не вмешавшись, вместо отличного специалиста мы можем получить криминальную историю в жизни молодого человека. Открытие отделения не только помогает решению кадрового вопроса, не только самоопределению подростка, не только развитию территорий. Это еще очень важный вопрос для родителей. Не все готовы после 9-го класса отпустить ребенка в другой город учиться. Ведь он еще действительно ребенок. Плюс не у всех по сегодняшним временам есть на это и финансовые возможности. Да и ребенку тяжело остаться без привычной семейной обстановки — он еще не созрел для этого морально. И здесь появление отделения на базе нашего ПУ – отличный выход.
Да, наше предприятие взяло на себя финансирование обучения ребят. Это целевой набор. Но мы отдаем себе отчет в том, что не все сто процентов выпускников придут работать именно на наше предприятие и даже вообще в сельское хозяйство. В каждом конкретном случае, конечно, будет приниматься индивидуальное решение. Но то, что, получив серднее профессиональное образование, ребята, конечно, принесут пользу своей стране, это безусловно. После окончания ПУ они пойдут служить в армию. Это уже готовые специалисты – водители, танкисты. Затем кто-то решит продолжить обучение в ВУЗе. И это отлично. И в этом мы будем считать свою миссию выполненной. Как в воспитании конкретного человека, так и в создании такого необходимого кадрового звена специалистов».

В рамках обучения студенты будут проходить такие предметы, как агрономия, экология, почвоведение, агрохимия и другие. Длиться обучение будет три года, первые два курса ребята будут изучать общеобразовательные предметы. А на третьем курсе окунутся непосредственно в профессию, будут учиться только у мастеров.

О том, как возрождалось отделение механизаторов, рассказывает

директор ПТУ №13 Елена Александровна Детистова:«Во-первых, хотелось бы сказать, что сегодня в системе нашего средне профессионального образования происходят грандиозные реформы. Требования к любому уровню, что по подготовке квалифицированных рабочих, что специалистов среднего звена, очень большие. Именно к материально-техническому оснащению обучающего учреждения. 

Вновь открыть группу по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» — процесс довольно сложный. Потому что требует высокого уровня материально-технического оснащения. Те образовательные стандарты, которые сегодня предъявляются к этой профессии, предполагают не просто тот факт, что человек сел за руль трактора и поехал. Сегодня специалист тракторист-машинист должен не только водить технику, но и иметь знания и по агрокультуре, и по агрохимии. Уметь правильно вести документацию. Кроме того, обязательно должен знать внутреннее строение трактора, его технические особенности и так далее. При сегодняшнем уровне техники он должен владеть информационными технологиями, знать их и понимать. Конечно, все это непросто.

Я хочу сказать огромные слова благодарности и уважения нашим социальным партнерам, это, прежде всего, «СП «Донское» в лице Александра Борисовича и Ирины Николаевны Колесниченко. Потому что именно они – руководители того предприятия, которое сдвинуло с «мертвой точки» реализацию этой идеи.

Группа наша состоит из 24-х человек. Большая часть ребят — выпускники агроклассов. То есть у ребят уже есть знания, понимание сути профессии, воспитание в плане любви к своей земле, к своей родине. Я думаю, все это сыграло не малую роль в том, почему эти дети пришли именно в эту профессию. Это ребята, которые проживают преимущественно в сельской местности, им знакомы аграрные реалии, они понимают труд сельских жителей. Это дети из семей, которые трудятся в различных КФХ нашего района. То есть то, что эти дети пришли в нашу группу — прямая преемственность дела и жизни их семей. Сейчас в сельском хозяйстве ощущается сильный кадровый голод, особенно это касается тех видов деятельности, которые требуют уровня квалифицированных работников.

Поэтому при поддержке, сотрудничестве с «СП «Донское», благодаря заботе и вниманию к нашему учебному заведению, мы будем идти дальше, развиваться и возродим эту профессию».

На сегодняшний день сельхозпроизводство шагнуло далеко вперед, это совершенно другие условия труда, его оплата, чем в прежние времена. Это очень важно донести до подрастающего поколения, чтобы молодые люди стремились выбирать действительно востребованные специальности. И хоть в ПТУ поступили многие ребята, которые прошли агроклассы и уже осознанно выбрали профессию, необходимо продолжать рассказывать им об аграрном производстве уже на другом уровне.

Надежда Ивановна Поднебесная, преподаватель математики, классный руководитель 1 курса группы по специальности «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»: «В ПТУ я работаю шестой год, до этого преподавала и в Ильевской школе, и в Калачевской четвертой. Преподаю я математику и физику. До этой группы у меня были и сварщики, и мастера ЖКХ, а теперь вот механизаторы. Я считаю, что идея открытия отделения механизаторов — просто отличная. 

Я не боюсь трудностей с подготовкой ребят – будущих специалистов разных профилей — мне наоборот это интересно. К нам приходят ребята разными: тихими или балованными, закрытыми или общительными. Но для нас они все одинаково ценные, мы никого не выделяем. Мы стараемся им “расправить крылья”. Помочь им поверить в себя. И мы видим отдачу от ребят. Они хорошо учатся, повышают самооценку и уровень знаний. Что же касается работы в аграрном секторе, один из важнейших стимулов — это, конечно, оплата труда. Мой муж работает в «СП «Донском», и я могу сказать, что зарплата там достойная. Не надо ехать ни на какие вахты, чтобы обеспечить семью. Он рядом с родными, дома, на своей земле — отец и муж. Мне за супруга спокойно — у сотрудников «Донского» есть полноценный обед за счет предприятия, а когда идет уборка урожая и они работают с утра до вечера — еще и ужин. О людях заботятся, ценят их труд. И ребятам я, конечно, буду это все рассказывать, в том числе и о том, что в современном аграрном секторе существует реальная забота о работниках. И они, конечно, в ответ многое отдают предприятию – знания, умения, опыт, бывает, и без выходных работают. Ведь животноводство и земледелие очень требовательно. Много зависит от погоды, если она позволяет – значит, надо работать. Сейчас профессия агрария намного более уважаема в обществе, чем раньше. В отрасли появилось много передовых технологий, много современной техники. Появилась культура труда. Опять из личного опыта — например, мой муж всегда работает в специальной форме, и не дай Бог будет весь в машинном масле, он как уходит, так и возвращается в чистой, опрятной спецовке. Конечно, это тяжелый труд: работа есть работа. Это большая ответственность за технику, потому что ее приходится ремонтировать самим. Но также это очень важный и необходимый труд.
Моим подопечным ребятам хочется пожелать здоровья. Я спокойна за них, они не идут по окончании ПУ в неизвестность, они уже обеспечены рабочими местами. Хотелось бы им пожелать не потерять задора, желания работать. Чтобы был профессиональный рост, чтобы ставили цели и непременно их достигали».

 

А что же сами ребята думают о выбранной ими профессии? Давайте послушаем их.

Александр Емельянченко:Мой отец работал водителем в «СП «Донском» и, благодаря его работе на таком успешном предприятии, я видел, что сельское хозяйство сегодня — это современно и перспективно. Я тоже решил связать свою жизнь с аграрной отраслью. Окончил Ильевскую среднюю школу, учился в агроклассе, где реальные специалисты рассказывали нам о своей профессии, ездил на экскурсии в «СП «Донское», это тоже повлияло на мой выбор.

Получив эту специальность, в дальнейшем я планирую открыть свое земледельческое КФХ. Я хочу работать на себя. И для этого мне нужно понимать, как работает такое производство на всех его уровнях. Мне нужны экономические знания и навыки управляющего, коммуникабельность. Поэтому продолжу обучение в высшем учебном заведении. Я считаю сельскохозяйственные профессии престижными, это хорошая работа, в которой ты приносишь благо людям.

И чтобы развивать аграрный сектор, нужно открывать больше таких отделений, как наше, чтобы ребята имели возможность этому учиться».

 

Данила Ефремов:«После окончания 9-го класса, от родителей я узнал о такой профессии, как механизатор или тракторист-машинист, и решил пойти учиться именно на это отделение. Я думаю, это серьезная профессия. Нужны хорошие умения, нужно ответственно относиться к технике, иметь знания о машине, чтобы суметь ее починить.

Я сам уже умею чинить технику, хорошо работаю с компьютерами. И меня не пугает, что моя жизнь будет связана с работой на селе. В город всегда можно съездить развлечься. А насчет зарплаты, думаю, в такой нужной профессии она должна быть достойной, но и работник сам должен много вкладывать в производство.

В будущем я, возможно, продолжу обучение в высшем учебном заведении».

 

 

Ярослав Попов: «У меня давняя аграрная династия, еще в царские времена предки занимались сельским хозяйством. Дед тоже работает трактористом. И во многом благодаря ему я заинтересовался этой профессией, в детстве он иногда брал меня на работу. Бабушка у меня была бригадиром. Почти все родственники связаны с каким-то сельскохозяйственным производством.

И я с детства понимал, что это мое и я хочу связать свою профессиональную жизнь именно с землей. Я окончил Ляпичевскую среднюю школу и поступил сюда, в ПУ. Также планирую продолжить учебу в аграрной сельхозакадемии, потому что в будущем хочу открыть свое дело. Я считаю, что аграрный сектор очень важен, потому что если не он, то кто будет выращивать хлеб, убирать его, кормить людей — все ведь взаимосвязано.

Нужно ответственно учиться, а потом работать, ведь ничего не дается просто так».

 

Не ради красного словца, а по самой настоящей правде: нам ребята – будущие выпускники первого в новой истории ПУ возрожденного механизаторского курса – показались очень интересными, целеустремленными, достойными. Уверены, что столько труда взрослых – власти, аграриев, образования — вложенного в то, чтобы ребята смогли освоить именно эту профессию, не пропадет даром. Что «душ высокое стремленье» непременно приведет к повышению авторитета профессий аграрной отрасли, к ликвидации кадрового голода в КФХ района и региона и, безусловно, в итоге – к повышению продовольственной безопасности страны. Ведь большое начинается в малом.

Return to Top ▲Return to Top ▲