ДМИТРИЙ ОБЕЛОВ И ВИТАЛИЙ ЛАМКОВ: «МЫ ДАЕМ УДОЧКУ, РЫБУ ЛОВИТ САМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ»

О времена! О нравы! Компьютерные технологии так конкретно перепахали нашу жизнь, что обычный человек (ставший к нынешнему моменту, между прочим, общестатистическим пользователем) умудряется применять в повседневной жизни термины, значение которых в лучшем случае понимает смутно, в худшем – вообще не понимает. К примеру: завтра, 29 июля, отмечается День системного администратора (праздник, конечно, неофициальный, но ведь отмечается же!), сокращенно – сисадмина. Сокращение, надо признаться, не вполне благозвучное, но для сотрудников офисов, в которых наличествует более пятерки компьютеров – грозное и необходимое. В момент, когда удобная в работе машинка окрашивает монитор в непривычно синий цвет или отказывается слушаться клавиатуру и мышь (так называемые периферийные устройства) или срочно необходимая для работы сетевая папка оказывается недоступной, надо звать на помощь сисадмина. Обычно это человек важный, к которому еще нужен подход. Сердиться в ответ на твое обращение за помощью он имеет полное право – ведь ты в силу своей полной компьютерной безграмотности (лузер называется) беспокоишь умного человека пустяшными проблемами. Наверное, за бесконечную робость перед сисадминами народ придумал про них столько анекдотов, что по рейтингу они в скором времени побьют народное творчество «про Петьку и Чапая».


Анекдоты про сисадминов:

Cо слов менеджера: «Не включается компьютер – зову сисадмина. Админ приходит, воздевает руки к небу, бормочет про себя невнятные слова, поворачивает мой стул 10 раз вокруг свой оси, пинает компьютер – тот начинает работать. Вновь воздевает руки к небу, что-то бормочет, уходит». 

Со слов админа: «Прихожу к юзеру – этот дурак так вертелся на стуле, что у него шнур питания на ножку намотался. Матерюсь про себя, распутываю, запихиваю комп ногой подальше под стол, включаю, ухожу».

* * *

Звонок на радио: «Поставьте, пожалуйста, песню Пугачевой про то, как у нее завис Windows!».

Ди-джей (после паузы): «Я не могу вспомнить у Пугачевой такой песни! Можете напеть?».

«Ну, там еще в припеве: «Кликну – а в ответ тишина, снова я осталась одна. Сильная женщина плачет у окна».

* * *

Hа фирму пришла работать новая мышка. В перерыве она шушукается с клавиатурой:

– Слушай, Клав, а кто у нас на фирме самый главный шеф? А то начальства столько – не разобрать…

– Hу-у-у ты даешь… Сама-то как думаешь?

– Hу, Сервер, наверное…

– Да ну ты что. Тоже на зарплате. Свой парень, когда выпьет.

– Hу, тогда Принтер… Цветной лазерный сетевой…

– Hет, Мышь, опять мимо. Ты жизни еще не знаешь. Вот видишь на тумбочке маленький с красными глазками? Модем. Вот он-то и есть тут самый главный.

– Он самый умный, да?
– Шшш… Да не. Он тупой и дешевый и виснет постоянно… Hо у него та-а-акие связи!!!


Виталий Ламков

Виталий Ламков

И все же – кто они такие – системные администраторы. Такие ли уж непонятные и грозные. Не совсем. Мне довелось пообщаться с системными администраторами Калачёвского техникума-интерната Дмитрием Обеловым (системный администратор, преподаватель предметов «Информационная безопасность», «Технические средства информатизации» и «Инженерная графика» для обучающихся по специальности «Программирование компьютерных систем») и Виталием Ламковым (начальник отдела информационных технологий). Очень интересные и увлеченные своей работой люди. Это стало понятно сразу после того, как (используя лексикон Дмитрия) мы «синхронизировались» – то есть встретились для интервью все вместе.

– Кто же такой сисадмин и чем он занимается? – задала я своим собеседникам первый вопрос, не мудрствуя лукаво.

– Это человек, который занимается работой с компьютерами и компьютерными сетями на предприятиях и в организациях. Системные администраторы бывают узкоспециализированные, работающие в определённых направлениях, в своём секторе, например – занимающиеся только базами данных или исключительно компьютерными сетями, обслуживающие операционные системы, работающие с клиентами и так далее, и широкого профиля – универсалы, которые занимаются большим спектром задач.

Дмитрий Обелов

Дмитрий Обелов

– А теперь с научного переведем на обыденный. Проще говоря, кто такой администратор, знает каждый человек. Администратор – это «управитель». «Системный» – значит, управляет системами. Под которыми следует понимать…

– Все компьютерное обеспечение, которое есть в том или ином предприятии или учреждении.

– То есть все, что сложнее калькулятора)). Все компьютеры и иже с ними приборы.

– Совершенно верно. И от наличия этих информационных систем и тех задач, которые с их помощью необходимо выполнить предприятию, зависят смысл и суть работы одного системного администратора или целой службы таковых. Если это офис, к примеру, предпринимателя, ведущего небольшой бизнес, то перед системным администратором стоит задача организовать работу программ по бухгалтерскому и складскому учету. А если крупный завод, то обеспечить техническое сопровождение и бесперебойную, направленную на нужды этого предприятия работу всех автоматизированных и информационных систем, оптимизацию и модернизацию, решение прикладных задач предприятия.

– К этому вы готовите своих студентов?

– Безусловно. Сегодня роль такого специалиста – это не пиковое решение чего-то конкретного. Это свободное течение, в котором существует множество областей технического применения. Это и системный администратор непосредственно компьютерных систем, и администратор компьютерных баз данных (например, в банке), и компьютерный инженер-график конструкторского бюро, и специалист, обслуживающий терминалы и банкоматы, и оператор компьютерной верстки в газете.

– Об этом, кстати, знаю не понаслышке. Сегодня «Борьбу» верстает ваша выпускница Алина Тупикова. И в том, как визуально сегодня выглядит районная газета – в немалой степени ее заслуга.

– Это очень приятно слышать.

– Ваши выпускники этой профессии сегодня очень востребованные специалисты?

– Это так. Кто-то трудоустраивается в Калаче, кто-то продолжает учебу в Волгограде и находит себе работу там. За выпускников нашего техникума можно не испытывать беспокойства – это очень крепкие специалисты, имеющие необходимые навыки и способные качественно решать поставленные перед ними профессиональные задачи.

– Что называется – готов к употреблению). Системный администратор – мужская профессия?

– Мы бы не сказали. Время все больше и больше доказывает – гендерные различия в этой профессии не важны. Существует немало женщин – системных администраторов, работающих вполне успешно. К примеру, одна из наших педагогов – Людмила Юрьевна Лобачева раньше работала сисадмином в банке. Да и защита дипломных проектов наших студентов доказывает – часто именно у девушек самые талантливые и замечательные работы.

– Скажите, вот Вы, Дмитрий, работаете здесь девять с половиной лет, Вы, Виталий, и вовсе – больше 15-ти. Изменился ли за это время уровень компьютерной грамотности как взрослых (к примеру, преподавательского состава), так и студентов.

– Конечно, изменился. Коли технический прогресс не стоит на месте, так и пользователи следуют за ним. Сегодня социальные сети, электронная почта, компьютерные игры – все эти реалии стали неотъемлемой частью жизни, значительно возросли ассортимент и доступность различных гаджетов (бесконечные линейки модельных рядов телефонов, планшеты и так далее). И это неплохо – с малых лет современный человек с информационными системами «на ты». Это очень заметно по нашим студентам. Если раньше на первых занятиях мы изучали устройство компьютера, «Рабочий стол», браузер и учились создавать электронную почту, то теперь в этом нет необходимости – все это молодые люди умеют делать. Начинаем учебный процесс уже со следующей ступени.

А уж в жизнь педагогов, особенно в нашем учебном заведении, информационные технологии вошли очень прочно.

– Насколько я понимаю, в большей степени это связано именно со спецификой учреждения – здесь обучаются студенты с ограниченными возможностями. Наверняка, этот факт нашел отражение и в Вашей работе.

– Совершенно верно. Мы ведь с вами говорили о том, что задача системных администраторов – решение прикладных, адаптированных к конкретному учреждению информационно-технических задач (то есть мы должны дать своим пользователям «удочку» к информационным ресурсам, на которую они поймают свою «рыбу»). В нашем случае – обеспечение информационного пространства, которое бы помогало педагогам осуществлять учебный процесс (дать им «ключ» к общению со студентами и обучению), а студентам – его осваивать. В нашем техникуме 10 классов оснащены компьютерами (порядка 10-11 машин в каждом) для студентов и педагога. Всего, так сказать, в наш парк обслуживания входит порядка 160 компьютеров. Здесь следует сказать, что столь эффективно работа строиться потому, что руководство техникума, в частности, наш директор Юрий Павлович Машков высоко оценивает значение информационных технологий как в процессе обучения, так и в обеспечении работы всего учреждения. По количеству компьютеров у нас достаточно, приобретать дополнительные необходимости нет. Только время от времени обновляются устаревшие. А вот с программным обеспечением мы работаем плотно. Для того чтобы учащиеся техникума хорошо понимали педагога и могли в любой момент привлечь его внимание и задать вопрос (даже те, у кого проблемы с речью), во всех классах работает система управления обучением. Она апробирована в нашем техникуме уже на протяжении четырех лет. В рамках этой программы в ходе урока студент может со своего компьютера задать учителю вопрос в чате, а тот ответить или помочь, переключив управление компьютером обучающегося на свой. И подобных информационных технологий у нас используется целый комплекс, например, компьютерное психологическое тестирование.

Стараемся не стоять на месте. Совместно с одной из фирм-партнеров мы разрабатываем специальную программу, направленную на создание информационной методики для обучения слабослышащих детей. Программа интересная и необходимая. Техзадание на ее создание мы разрабатывали совместно с нашими сотрудниками, в том числе – сурдопереводчиком. Надеемся, что программа будет внедрена.

– Вас поздравляют с профессиональным праздником – Днем сисадмина?

– Этот день приходится на период отпусков, так что только СМС-ками разве…

– Тогда, благодарю Вас, Дмитрий и Виталий, за интересную беседу и в Вашем лице поздравляю от имени читателей нашей газеты. Успехов Вам в такой технической, но, как оказалось, и немало творческой работе!

 Елена Ломакина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲
%d такие блоггеры, как: