ЮБИЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА СВЕТЛОЙ ДУШИ И СВЕТЛОЙ ЭПОХИ

Татьяна ГОРБУНОВА

В то время, когда деревья и надежды были большими, страна огромной и сильной, а врачи считались не бюджетниками, а людьми высокого звания, она пришла работать терапевтом в Калачевскую ЦРБ. И проработала в ней 37 лет. В основном – руководителем. Больница расширялась, улучшалась, развивалась, менялись главные врачи, а их заместитель оставалась на своем боевом посту.

Она – это Татьяна Дмитриевна Мошкова, врач, организатор, руководитель, человек большой и доброй души, отметившая свой 70-тилетний юбилей накануне профессионального праздника, 13-го июня.

«Ласковое солнце, высокая трава, море ромашек и васильков. Я сижу среди этого солнечного раздолья, а на голове у меня ромашковый венок», – говорит, смахивая светлые слезы, Татьяна Дмитриевна. – Это было в Рыбинске, на родине моей мамы, куда мы ездили к маминым родственникам. А вот дальнейшие мои воспоминания полны уже другим городом – величественным Ленинградом. Там жили папины родители».

Росла же Таня в Калаче. В 1952-м году ее семья перебралась в уютный городок на Дону. Приехали вслед за родственниками и остались. После того, как папа пару раз сходил на рыбалку, он сказал: «Все, я никуда отсюда не уеду». В дальнейшем его не раз звали работать и в Волжский, и Волгоград, и в Ленинград, но он остался верен лучшему месту на земле.

Здесь он работал на КССЗ – был начальником литейного цеха, затем механического, а потом планово- производственного отдела. Мама, Антонина Федоровна, работала инженером там же, на КССЗ.

О папе Татьяна Дмитриевна вспоминает с особым чувством:

«Мой папа, ленинградец, получивший два высших образования, отлично знавший английский язык, был настоящим интеллигентом. Он пользовался большим уважением коллектива, спокойный, выдержанный, он так давал поручения, что они не могли остаться невыполненными. Он никогда не использовал бранных слов. А самым его страшным его ругательством было: «У, холера!». О маме я тоже могу говорить много, и этого все равно будет мало. Потому кратко скажу так: с мамой мне было и есть тепло и уютно».

Татьяна Дмитриевна вспоминает семейные вечера дотелевизионной эпохи, когда они с мамой вязали или вышивали, а папа вслух переводил с английского Майн Рида или Фенимора Купера.

Училась Таня в 1-й школе. Ее одноклассниками были известные в последующем калачевцы, например, Нина Марченко, Владимир Сектунов, Лариса Любимова и Алексей Никулин. «У нас был очень сильный класс. Почти все потом получили высшее образование. А еще мы были очень сплоченными. В 7-ом два наших класса перемешали, и нам пришлось дружить и учиться вместе. В соседних классах учились Людмила Гришина, Софья Дадакова, Валентина Кузнецова. С ними мы также были очень дружны, проводили вместе свободное время, ходили на одни и те же кружки. В прошлом году мы отметили 50 лет окончания школы. И с той поры встречаемся каждый месяц – те, кто живет в Калаче», – делится Татьяна Дмитриевна.

В детстве у Тани были разные мечты. Она хотела быть капитаном дальнего плавания, астрономом, продавцом мороженного, артисткой, укротительницей тигров. Решила же она стать врачом. Быть может, оказали влияние на нее книги любимых писателей – Каверина и Вересаева. А может, это реализовалась в дочери мамина мечта стать врачом. Мама была из многодетной семьи, и каждая копейка имела значение для семейного бюджета. Поэтому мама и поступила вместо медицинского института в авиационный техникум – ведь там стипендия была больше.

Окончательное же решение пришло к Тане, когда она училась в 10-м классе. Она стала очевидцем похорон 43-летнего мужчины, умершего от инфаркта. «Я подумала, буду кардиологом, чтобы люди не умирали так рано», – вспоминает Татьяна Дмитриевна.

Окончив школу с медалью, девушка поступила в Волгоградский мединститут.

«Учиться мне нравилось, – рассказывает Татьяна Дмитриевна. – Когда после института встал вопрос распределения, я просилась на Сахалин. Дело в том, что папа в свое время тоже работал на Сахалине. Он рассказывал о нем такие невероятные вещи, что я тоже очень хотела туда – «за туманом и запахом тайги». Но направление мне дали не туда, а в тоже дальневосточную Находку. Когда же по приезду на место выяснилось, что требуются врачи на Сахалин, радости моей не было границ».

Три замечательных года промчались быстро, оставив за собой множество счастливых воспоминаний: о городе Углегорске, маленькой портовской больнице, огромном объеме работы участкового терапевта, о местных жителях, которые сложили о Татьяне Дмитриевне такой шуточный стих: «И скромна и бледнолица, нрава доброго девица, Гиппократа почитает, зелья в рот не потребляет». А также о море, тайге, горах, снегах, сопках, лыжах, прекрасных друзьях и любви…

Через три года, в 1974-м, Татьяна вернулась на родину. Здесь у нее родился сын Антон. И с 1975-го она стала работать в Калачевской ЦРБ. И работала вплоть до 2012-го года.

Татьяна Дмитриевна сначала трудилась терапевтом и ЭКГ-диагностом. А в 1978- м она была назначена заведующей о р г а н и з а ц и о н н о — м е т о д и ч е с к и м кабинетом. Эта должность вскоре стала называться заместитель главного врача по оргметодработе.

Организационно-методическую работу в больнице трудно оценить человеку стороннему и несведущему. Более того, не всегда этот труд виден и понятен даже сотрудникам больницы. Татьяна Дмитриевна рассказывает, что главврач В.А.Сусков как-то сказал так: «Когда я работал завреанимацией, я считал, что ваш отдел – это балласт. А вот теперь я понимаю, какая же у вас важная и нужная работа. Без нее в больнице вообще никак». Конечно, часть работы отдела, которым руководила Татьяна Дмитриевна, хоть трудна, но не видна: это статистика, отчеты, аналитическая деятельность, планирование по всем службам в больнице и лицензирование.

А вот другая часть, безусловно, заметна: это организация и проведение сестринских и врачебных конференций, обучение персонала, целевые наборы и привлечение специалистов.

Последнее вообще сродни деятельности вершителя судеб. Замечу об очень личном: если бы не работа Татьяны Дмитриевны, то не было бы в Калачевской ЦРБ такого врача, как психотерапевт и нарколог Горбунов – ведь именно под идею Мошковой о новой службе мой, тогда еще будущий, муж переехал в Калач из Волгограда.

Вершителем судеб, отчетов, конференций и всякой цифири Татьяна Дмитриевна работала в ЦРБ при пяти главных врачах.

Заместители главного врача В.А. Кузнецова и Т.Д. Мошкова и их коллеги на празднике, 1981 год

Заместители главного врача В.А. Кузнецова и Т.Д. Мошкова и их коллеги на празднике, 1981 год

Юбилярша рассказывает: «При знаменитой и легендарной «МарьПалне» Ягодкиной работать было сложнее всего. И не потому, что считать приходилось на счетах и логарифмических линейках. Ягодкина отличалась крутым нравом, а так как мы с ней не всегда совпадали в каких-то важных вещах, то несколько раз мне приходилось хлопать дверью – писать заявления об увольнении, которые Мария Павловна, конечно же, не подписывала.

Виктор Владимирович Орловский отличался яркостью и новаторством во взглядах. Работать с ним было совсем не скучно. При мудром и всеми любимом Сан Саныче Астионенко часто было ощущение, что работа – это праздник. И не только потому, что мы с ним понимали друг друга с полуслова. Дело в том, что при организации управления он максимально доверял профессионалам. Работу замов, например, он только координировал и не мешал им сверхконтролем и придирками. В результате больница напоминала очень большой хорошо отлаженный механизм. При талантливейшем хозяйственнике и враче Владимире Алексеевиче Сускове нам пришлось пережить период зурабовских реформ и так называемых нацпроектов. Медицина всей страны оказалось в жестоком положении, сокращения шли по-живому. Непростым стал порядок лицензирования, при котором Владимир Алексеевич наш отдел поддерживал, как мог. И что удивительно, в те времена Калачевской ЦРБ удавалось не только выживать, но и даже развиваться.

А на пенсию я уходила при любимой многими мамами и малышами Наталье Владимировне Климовой».

С благодарностью вспоминает Татьяна Дмитриевна многих своих коллег. Особенно тепло – своих надежных помощниц, сотрудниц кабинета статистики: Лилию Анатольевну Щедрину и Наталью Александровну Терентьеву.

«Расставалась я с когда-то любимой больницей с таким багажом усталости, что долгое время за дальнейшей судьбой больницы даже не следила. Наверное, всему свое время», – вздыхает с улыбкой Татьяна Дмитриевна. Четыре десятилетия в ЦРБ, на передней линии фронта здоровья – это судьба, с тысячами историй и событий. О некоторых юбилярша скромно умалчивает. Например, о том, как она, участвуя в распределении жилья, отказалась от благоустроенной и просторной квартиры в пользу другой сотрудницы больницы. В итоге так и оставшись жительницей деревянной двухэтажки на улице Дзержинского (ныне Бульвар 300-летия Калача-на-Дону). Не рассказывает она и о том, что награждена правительственными наградами и званием «Отличник здравоохранения».

А вот о других событиях Татьяна Дмитриевна может рассказывать с подробностями и соблюдая врачебную тайну, конечно. В них разные люди, добро, которое побеждает зло, и разное разумное, доброе и вечное. А о чем-то и рассказывать не обязательно: все видно по фотографиям. Особенно замечательные сюжеты были запечатлены в 70-е и 80-е годы. Когда кроме медицинских будней были и общественные праздники, где врачи, медсестры, санитарочки пели в хоре, выезжали на природу и дружно трудились на субботниках. И всё это – с воодушевлением, улыбками и светом в глазах. Похожие сюжеты начались и в новой жизни Татьяны Дмитриевны – в жизни после ЦРБ. В ней появилось куда больше времени на общение с родными и близкими: сыном Антоном (он работает в должности и.о. начальника «Газспецстрой», во всем помогает маме и является для нее надежной поддержкой) и его семьей, 94-летней мамой и замечательными подругами. Татьяна Дмитриевна ходит и ездит на концерты и районные мероприятия, сейчас она ежедневно купается в Дону, а вне сезона ходит в сауну с бассейном…

Около дома улыбчивой юбилярши разбит благоухающий праздничный цветник, где названия цветов – будто светлая песня. Или будто стих о любви. Как и все семьдесят лет Татьяны Дмитриевны: любви к миру, работе и людям.

С юбилеем вас, удивительная и лучезарная Татьяна Дмитриевна! Здоровья вам и долгих лет счастливой жизни!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲
%d такие блоггеры, как: