Ираида Петровна Колесникова: «Страна растила достойных людей, патриотов своей Родины»

Наталья Еланцева

Фото из архива И.П. Колесниковой

  • В России набирает популярность новое масштабное общественное движение детей и молодежи «Большая перемена». Оно должно вобрать в себя лучшее, что есть в уже существующих объединениях, а также учесть опыт Всесоюзной пионерской организации.

А многие ли из нас помнят, как оно было во времена пионерии? Несмотря на то, что в этом году пионерская организация отметила свое 100-летие, не все знают, чем же она была хороша. Даже те, кому сегодняпод сорок, никогда не носили пионерских галстуков, что уж говорить о более молодом поколении.Отсюда возникает очевидное непонимание: что, собственно говоря, мы будем перенимать?

Поговорить о временах расцвета Всесоюзной пионерской организации мы решили с давней подписчицей «Борьбы», жительницейпоселка Пятиморск Ираидой Петровной Колесниковой. Она всего на десять лет моложе пионерии и много временипосвятила развитиюпионерского движения в Калачевском районе.

Воспоминания Ираиды Петровны о Всесоюзной пионерской организации начинаются начальной школы родного хутора Свиридовский, Суровикинского района. Там маленькую Ираиду торжественно приняли в пионеры, но проявить активность и ощутить на себе всю суть этого гордого звания ей так и не удалось – в хутор пришла война. Семь месяцев он находился в немецкой оккупации.

«Немцы нас выгнали из дома. Мы всей семьей, в которой было четверо детей, жили в окопе», — вспоминает Ираида Петровна. Рядом планировалось строительство концлагеря, но исход Сталинградской битвы не дал этому осуществиться. После отступления немцев, жизнь в хуторе начала налаживаться. Девочка продолжила ходить в школу, но только уже, будучи студенткой, она  в полной мере окунулась в работу пионерской организации.

«Окончив с отличием семилетку в хуторе Ближне-Осиновском Суровикинского района,в1947 году, я поступила в Дубовское педучилище. В тот год там впервые,параллельно с профессией учитель начальных классов, стали обучать на старших пионервожатых,», — вспоминает Ираида Петровна. – «При педучилище была базовая начальная школа, в ней мы проходили практику с пионерами, под руководством нашего классного руководителя Марты Захаровны Круцко. Она была нам как мать. Очень хорошая женщина».

К слову, в педучилище были весьма строгие порядки – никаких завивок и макияжа. Будущие педагоги и пионервожатые должны были быть эталоном скромности. В тоже время девушки должны были уметь разбивать палатки и разжигать костры. Всему этому студенты учились на практике. Летом группа выезжала на природу, к Волге, там условно делились на «вожатых» и «пионеров» и создавали своего рода модель пионерской дружины. На более поздних курсах обучения студенты практиковались уже непосредственно с пионерами.

По окончании педучилище, Ираида Петровна приехала по распределению работать в наш город. В те годы шло грандиозное строительство Волго-Дона и только что была построена калачевская средняя школа №1. Там Ираида Петровна два года проработала старшей пионервожатой.

«Когда я приехала работать в первую школу, директором там был Иван Иванович Спиридонов, завучем –Екатерина Ивановна Козлова», — говорит Ираида Петровна. – «Я специально заостряю внимание на этом моменте, так как без помощи учителей, которые работали с пионерскими классами, вожатым было бы сложно».

С детьми в те годы велась серьезная многоступенчатая воспитательная работа. Пионерами становились ученики, достигшие десятилетнего возраста. И продолжали ими быть до перехода в старшие классы. Пионерия считалась делом добровольным – быть или не быть пионером, ученик мог решать сам.Но большинство ребят считали честью носить заветные красный галстук, и значок.  С гордостью давали торжественное обещание хорошо учиться, участвовать в делах пионерского отряда и быть готовыми к борьбе за дело Ленина. 

«При вступлении в пионеры ученику повязывали красный пионерский галстук, и вручали пионерский значок», — рассказывает Ираида Петровна. – «В торжественной обстановке произносился девиз: «Пионер, к борьбе за дело Ленина будь готов!», на который тот отвечал «Всегда готов!» и поднимал салют».

Сейчас слово «пионерия» у некоторых ассоциируется с волонтерством. И, действительно, под руководством старших товарищей, пионеры безвозмездно оказывали помощь пожилым людям и ветеранам, кололи дрова, помогали работой в огородах или присматривали за малышами.

«Иногда ребят могли исключить из пионеров», — говорит Ираида Петровна. – «Например, за плохую учебу, плохое поведение или за то, что на протяжении длительного времени отказывался выполнять данные ему поручения. В таких случаях собирался совет отряда, и решался вопрос об исключенииза несоответствие требованиям и нарушение торжественного обещания. Однако если ученик менял свое отношение к делам отряда, начинал хорошо учиться и вел себя дисциплинированно, то ему могли восстановить пионерское звание».

У Всесоюзной пионерской организации структура была грамотно продумана.  Вступив в пионеры, ребята распределялись по звеньям. В каждом звене было 5-10 пионеров, которыми руководил звеньевой. Звенья входили в отряд из 30-40 пионеров (обычно, это был класс общеобразовательной школы). В отряде избирался совет отряда, председатель совета. Вся пионерская организация школы называлась дружиной. Как правило, в нее входили 300-400 пионеров. Председателем совета дружины был пионервожатый или комсомолец. Выше по рангу шла районная пионерская организация. В нее входили все отряды и дружины учебных заведений района. Возглавлял ее заведующий отделом райкома или третий секретарь районного комитета комсомола ВЛКСМ.

То есть, по сути, пионерия работала под руководством коммунистической молодежной организации. Из числа комсомольцев выделялись отрядные вожатые (добровольно или по поручению), с которыми в свою очередь вели работу старшие пионервожатые.

«Будучи старшей пионервожатой в первой школе, я учила отрядных вожатых тому, чему сама научилась в педучлище. А потом, когда меня избрали заведующей отделом школы пионеров при райкоме комсомола, пришлось взаимодействовать уже со всеми старшими вожатыми Калачевского района», — говорит Ираида Петровна. В ее подчинении были все районные пионерские дружины.

Каждая пионерская дружина имела свое знамя, свой горн и свой барабан. Кроме того, у каждого отряда был свой флажок, как часть большого пионерского знамени. Само знамя выносили не на каждую линейку, а только по большим праздникам. Знаменосца, горниста и барабанщика выбирали на совете дружины.

Между дружинами проводились конкурсы и совместные мероприятия. Проводились спортивные соревнования, конкурсы рисунков, соревнования по сбору металлолома и макулатуры, субботники, работа по озеленению. Могли и просто сообща пойти в дом культуры на концерт самодеятельности.

Бывали у дружин и совместные праздники. Большой популярностью в Калачевском районе пользовался День птиц. В каждой школе,на уроках труда, дети делали скворечники. А весной их развешивали на улицах города, в парках и садах.

«Нельзя не вспомнить и наш калачевский Дом пионеров, который в те времена  возглавляла Татьяна Андреевна Агеева», — говорит Ираида Петровна. – «Там для пионеров работали кружки, проходили смотры самодеятельности, выставки лучших детских работ. Там же издавалась своя стенная газета. При Доме пионеров был даже кружок шитья и свой приусадебный участок, на котором выращивали цветы. В целом он обобщал опыт работы районных пионерских дружин».

По достижении двадцати восьми лет срок в комсомоле заканчивался, поэтому дальше оставаться работать в райкоме комсомола Ираида Петровна уже не могла. Ее дальнейшая карьера сложилась успешно: заведовала культурой Калачевского района, много лет трудилась директором Ильевской школы, но времена своей работы с пионерией она вспоминает с особенной теплотой. И, несмотря на то, что прошло уже больше половины века, Ираида Петровна помнит фамилии некоторых старших вожатых, это — М.И. Корытина, А.Н. Саут, Н.Н. Шмелева, Н.Н. Купцова, З.Н. Селиванова, А.В. Чебакова, А.И. Захарова, Ю.М. Крапивина, В.В. Кривошеева, Н. И. Дьякова,  Л.И. Ляпкова, А.Д. Толстопятова, Р.В. Довлекаева, С.М. Жоголева.

«Я считаю, что во Всесоюзной пионерской организации не было ничего плохого. Страна растила достойных людей, патриотов своей Родины», — говорит Ираида Петровна. – «Поэтому, я очень одобряю предложение правительства создать организацию, подобную пионерии. Сейчас крайне важно уделять внимание патриотическому воспитанию детей и учить их занимать активную жизненную позицию».

Материал опубликован в рамках проекта «Секрет серебряного счастья»

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲
%d такие блоггеры, как: