Белеет мой парус…

А точнее – четыре, да непростых

Дарья ТРУХЛЯЕВА

Фото автора

В один из последних мартовских выходных на Карповском водохранилище можно было наблюдать весьма необычную картину: над застывшей гладью воды виднелись белые паруса самых настоящих яхт.

Эти необычные лодки под парусом называются «буерами», только вот установлены они на коньки, на которых буер и скользит по льду.
Тренировочная регата проходила на маленьких одиночных буерах класса «DN», где рулевой располагается, лежа в корпусе-лодочке и управляет передним коньком с помощью «румпеля».

«Погонять» на буерах по водохранилищу собрались именитые спортсмены из Волгограда, Волжского и Саратова. А поводом послужили, как говорят сами буеристы, идеальные условия акватории: хороший ветер и лед. Они приезжают уже не первый год, и даже был учреждён специальный кубок Волго-Донского канала, а вообще в планах на калачевской земле, а в данном случае – воде, проводить Чемпионат России по гонкам на буерах.

Владимир Магнитский, спортсмен-буерист из Волгограда: «Чтобы стартовать, водителю буера нужно его разогнать, задать начальную скорость, чем-то похоже на мастеров бобслеистов. А дальше уже все сделает ветер. На передней стороне паруса крепятся специальные «колдунчики», или, по-научному, ветроуказатели. Смотря на них, рулевой лучше понимает, как ему нужно вести яхту. Есть у буера особенности и в движении, например, если поставить две точки, то напрямую, как обычная яхта, буер не сможет пройти маршрут. Но в то же время буер может идти в несколько раз быстрее, чем попутный ветер, что в свою очередь невозможно на яхте. Это происходит за счет того, чтоб буер имеет скорость разгона, при котором появляется своя аэродинамика. Примечательно, что тормозов как таковых у буера нет, а замедление хода и полная остановка осуществляется также при помощи паруса, ставя его против ветра». Владимир Магнитский с детства увлекается «ледовыми яхтами», родители – мастера спорта – привили интерес. Вместе с отцом они первые в Волгограде построили буер класса «DN». А уже в более взрослом возрасте Владимир сам стал тренером-буеристом.

Первые же буеры появились в Европе в средние века. В России их строительство началось при Петре I, который зимой регулярно катался на ледовой яхте. Еще в 18 веке буера использовались для промысловых целей рыбаками. А в конце 19 века буеристы стали участвовать в гоночных соревнованиях. В поисках большей манёвренности и скорости менялся и внешний вид буеров. Одним из классов буера, который получил повсеместное распространение, как раз и стал «DN». В 1936 году газета «Detroit News» объявила конкурс на наиболее простую и доступную конструкцию буера, которая также должна была умещаться в обычном автомобиле. В результате победила конструкция одноместного буера с передним рулевым коньком.

Но даже сейчас буерный спорт не входит в число олимпийских, основу его составляют спортсмены-энтузиасты, на них–то все и держится. Чемпионаты Мира проходят в разных странах, там где позволяют погодные условия и есть дорога (так называется подходящее состояние льда). Удовольствие это дорогое, поэтому многие спортсмены наловчились изготавливать буер самостоятельно.

Так и у наших гостей почти все буера изготовлены ими, но сделано все безупречно, и многие из этих ледовых яхт не раз бывали на международных соревнованиях.
В соревнованиях спортсмену нужно пройти замкнутую дистанцию вокруг двух пар поворотных знаков, расположенных на расстоянии 1,5 км. Побеждает тот, кто затратит минимум времени. Регата считается проведенной, когда за один день было не менее 5 гонок, а если их 7 и больше, из зачета убирают наиболее худший результат. Многое зависит не только от мастерства спортсмена, а еще и от удачи: то ветер есть, то внезапно стихает. Но когда подгоняемая потоками воздуха яхта летит на всех парусах – это поистине впечатляющее зрелище. Особенно когда находишься в ней. Впереди бесконечная ледяная гладь, над головой бескрайнее небо, летишь на бешеной скорости, забывая обо всем. Только белый парус и ветер.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲
%d такие блоггеры, как: