Внимание: конкурс от «Борьбы»!

«Всем калачам — калач!»

Дорогие земляки! Приближается Масленичная неделя. В этом году она начнется 28 февраля. Ну уж коль мы с вами живем в городе с таким аппетитным названием — румяным да пышным, давайте встречать праздник не только блинами, но и калачами.
«Борьба» объявляет конкурс на лучший рецепт калача «Всем калачам — калач!». Итоги подведем 25 февраля! Победитель получит вкусный, горячий, отличный приз от «Фамильной пекарни»!

Вы печете калачи? Тогда вам обязательно необходимо прислать нам свой рецепт. А еще лучше – с фотографией. Лучшие рецепты будут опубликованы!
Ну что, есть в запасе калачи? Тогда рецепт в «Борьбу» мечи!
А мы тем временем расскажем вам самые интересные факты из истории этого невероятного кондитерского изделия. Правда, не все сразу. Итак, усаживайтесь поудобнее…

Факт третий. Из чего калач творят да что про него говорят. 

Калач был «крупитчатым», сделанным из крупчатки — муки мелкого помола, «драгоценной» муки. Мука на калач многократно просеивалась через сито, тем самым насыщалась кислородом, а тесто потом выдерживали в холоде, в ледниках — небольших деревянных помещениях, древнерусских прототипах современного холодильника, где хранили продукты.

Во время трапезы калачи держали за ручку, считалось, что благодаря этому калач можно есть, даже не вымыв руки. После приема пищи ручку калача могли скормить лошадям или просто выбросить. Она засыхала и черствела, и ее мог подобрать нищий или голодный. Про такого человека говорили, что он «дошел до ручки» — то есть совсем обеднел, обнищал. Отсюда благодаря калачу появилось еще одно устоявшееся выражение в русском языке.

Ценность калача не заканчивалась дорогостоящей мукой — его делали на специальном ледяном столе. К столу был прикреплен бак, в который доверху насыпали лед, благодаря чему его поверхность всегда оставалась холодной. Калачное тесто долго вымешивали на холодной поверхности, «терли» о стол, отчего тесто не перегревалось и имело упругий и тягучий мякиш, такие калачи называли «тертые».

Человека умелого и упертого стали называть «тертый калач». А поговорка «не терт не мят — не будет калач» означала, что даже горький опыт идет на пользу

Калач на животке имел надрез, благодаря которому весь углекислый газ выходил из него именно в месте надреза. Без надреза калач лопнул бы самым некрасивым образом. Часть животка, которую надрезали, называли «губой». По технологии губу нужно было припудрить мукой, чтобы место разреза не слиплось, когда калач отправится в печь. Затем губу сворачивали, или, иными словами, «раскатывали» и «закатывали». После приготовления губу калача можно было снова «раскатать» и положить внутрь калача разнообразную начинку — мед, сливочное масло. Так в русском языке появилось еще одно интересное выражение: «раскатать губу», которое означает хотеть слишком многого.

Итак, процесс изготовления калача был непростым. Ледник, ледяной стол, холодное брожение, особый купаж муки — все это требовало определенных навыков, из-за чего калач все реже пекли дома и все чаще за ними ходили в специальные «калашные ряды», которые находились на некотором отдалении от жилья, чтобы изделия не впитывали посторонние запахи. Позволить себе калач могли только зажиточные люди, заблудших случайно бедняков сразу вычисляли и выпроваживали из «калашного ряда».

Так прижилась шуточная фраза «со свиным рылом да в калашный ряд», говорящая о человеке, который попал туда, куда ему не следовало

Существует более 50 разных поговорок и пословиц про калач, некоторые встречаются до сих пор:

«Его сюда калачом не заманишь»;

«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи»;

«Нужда научит калачи есть»;

«Свернуться калачиком»;

«Счастливый, что калач в меду: к нему все пристает»;

«Это нам нипочем: закусывай калачом!»;

«Чужую печаль и с хлебом съешь, а своя и с калачом в горло нейдет»;

«Из одной печи, да не одни калачи»;

«Встречает калачом, а провожает кирпичом»;

«В Москве калачи, как огонь горячи»;

«Свой хлеб слаще чужого калача»;

«Хлебушко – калачу дедушка»;

«Живая душа калачика чает»;

«Ничто нипочем, был бы Ерофей с калачом»;

Другие уже вышли из лексикона:

 

«Калач на сосок да мыла кусок»;

«Калач брось в остров, назад пойдешь — возьмешь»;

«Всяк подьячий любит калач горячий»;

«В Москве – калачи, в Питере – усачи»;

«Калачник – не табачник, не даст рожка понюхать»

«Краюхой заложи, калачом поверши»

«Москва славится невестами, колоколами и калачами»;

«Захотел ты от калачника дрожжей: либо нет их, либо самому нужны!»

«Больному помогает врач, а живому – калач»;

«И калина с калачом ему нипочем».

 

Калач часто встречался и в произведениях известных писателей. Например, в автобиографической повести Корнея Чуковского «Серебряный герб», автобиографической книге Ивана Бунина («Жизнь Арсеньева»), романе Александра Куприна («Юнкера»), романе Максима Горького («Жизнь Клима Самгина»), романе Льва Толстова («Анна Каренина»), романе Федора Достоевского («Бесы») и многих других.

Да в других произведениях калач – в числе героев: Лев Толстой «Три калача и одна баранка» (басня); сказки «Петушок и бобовое зернышко», «Волшебное кольцо», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке», «ПетуханКуриханыч», «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲
%d такие блоггеры, как: