Как снегурочка своей стала

Многочисленные сказки о снежной девушке, издавна бытовавшие в народе, имеют очень мало общего с современной новогодней Снегурочкой.

В русском фольклоре она — ожившая снежная баба, которую слепили старик со старухой, пишет Российская газета. В конце XIX века этот сюжет переложил на свой лад А.Н. Островский: у него дочь Мороза и Весны уходит жить к людям, влюбляется и тает от любви. А знакомая нам с детства Снегурочка-красавица, с косой до пояса, в шубке с морозными узорами, с богато отороченными мехом воротником, манжетами и шапкой — детище великих художников В.М. Васнецова и М.А. Врубеля: оба работали над эскизами к одноименной опере Римского-Корсакова. Удивительно, но «боярышня, в тулупчике, в сапожках, в рукавичках» сошла с театральных подмостков в аскетичную советскую жизнь. Впрочем, не сразу…

Дед Мороз в городской среде был хорошо известен до революции, еще в начале XX века он приходил с подарками на рождественские елки к «барчукам» (ред.: малолетний или молодой сын барина, барыни). Потому в годы жесткой антирелигиозной кампании был признан старорежимным предрассудком и попал в немилость. Однако 28 декабря 1935 года второй секретарь ЦК ВКП(б) Украины П.П. Постышев выступил через газету «Правда» с призывом искоренить «нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах». Первые, «экспериментальные» елки 1936 года на всякий случай проводили без Деда Мороза — насчет его реабилитации в послании Постышева ничего не говорилось, а рисковать никому не хотелось. Но на встречу Нового 1937 года Дед Мороз пришел ко всем ребятам. И кое-где — в сопровождении юной помощницы – Снегурочки. В то время советские педагоги и деятели культуры разработали единый канон праздника, сделав Снегурочку непременной помощницей Деда Мороза.

Какая же должна быть Снегурочка: «Задорная девочка, ровесница зрителей… проказница. Она не стоит на месте, придумывая различные затеи. Она посредница между Дедом Морозом и зрителями, она первый помощник и участник всех мероприятий, организуемых «зверями». В 1930-е годы образ Васнецова и Врубеля был упрощен и облегчен, так как предполагалось, что Снегурочка — совсем юное создание. Вот как было предписано выглядеть довоенной Снегурочке: «Белая или светло-голубая шубка-платье, опушенное белой фланелью. Шапочка из того же материала. На ногах светлые валенки или сапожки, сшитые из ткани и надетые на обычную обувь. Узоры на шубке и шапочке наносятся от руки или через трафарет голубой, розовой, светло-желтой красками и серебряным блеском. Косы делаются изо льна, пеньки или раскрученных шелковых шнуров светло-желтого цвета и пришиваются к шапочке».

Но после войны от канона отошли, костюмы стали разнообразнее, вернулся оперный вариант — в длинной шубе. А первые игрушечные снегурочки из папье-маше словно сошли с полотна Васнецова. Снегурочка сразу завоевала детские сердца. Деду Морозу оставалось лишь зажигать огоньки под возгласы «Елочка, зажгись!» и раздавать подарки.

В 1975 году на экраны вышел фильм-сказка «Новогодние приключения Маши и Вити», окончательно закрепивший ведущую роль Снегурочки в советской новогодней традиции.  А на излете советской эпохи Снегурочка и Дед Мороз «пошли в народ». Среди сотен видов услуг, которые предлагали населению службы быта, появился сезонный сервис — вызов новогоднего дуэта на дом.

Сейчас Снегурочка живёт в Костромской области. Она даже изображена на флаге Островского района. А в самой Костроме располагается ее резиденция, где рады видеть гостей круглый год.

 

Фото: © РИА Новости/Максим Блинов

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲
%d такие блоггеры, как: