Дорогами русской истории

Название города Муром, как правило, ассоциируется в первую очередь с легендарным богатырём Ильёй Муромцем. Согласно древнерусским былинам, прославленный муромлянин (именно так почему-то называют себя жители Мурома – не муромчане, и даже не муромцы, а именно муромляне) служил в дружине киевского князя Владимира Святославича по прозвищу Красное Солнышко, и совершил множество подвигов, защищая русские земли от набегов басурман-чужеземцев.

Памятник Илье стоит в центре Мурома, на набережной Оки. Но увидеть его, как и многие другие городские достопримечательности, нам, волгоградским паломникам во главе с экскурсоводом Ириной, удалось лишь из окна автобуса. Зато нам довелось прикоснуться к саркофагу в Покровском соборе муромского Спасо-Преображенского монастыря, где хранятся мощи великого воина.

Точнее, в Муроме находится лишь частица мощей богатыря, причисленного к лику святых. Погребён же он был в Киево-Печерской лавре, там его останки покоятся и по сей день. По этим останкам в 1988 году был воссоздан внешний облик Ильи. Скульптура, искусно вырезанная из дерева на крышке саркофага, была создана на основе этой реконструкции.

Работу по исследованию печерских мощей проводил известный советский судмедэксперт Сергей Никитин. Согласно его выводам, рост богатыря был, по современным меркам, совсем не богатырским – 177 сантиметров (впрочем, во времена средневековья средний рост людей был вообще значительно меньше нынешнего, и обычно не превышал метра шестидесяти). На его теле осталось множество следов ранений, доказывающих, что человек этот в своё время немало повоевал, а кости хранят признаки перенесённой им болезни позвоночника (былинный Илья тридцать лет и три года «сидел на печи сиднем»). Погиб же богатырь в возрасте около пятидесяти (плюс-минус несколько) лет, скорее всего, от удара копья, пробившего левую руку и грудь. Сопоставляя данные исследования с историческими хрониками, можно предположить, что это произошло во время взятия Киева князем Рюриком Ростиславичем (не путать с призванным на Русь варягом) в 1203 году (народный фольклор, как выяснилось, несколько «состарил» Илью, сделав его современником крещения Руси), когда союзные захватчику половцы разоряли лавру.

Саркофаг-кенотаф с частицей мощей Ильи считается главной святыней не только Спасо-Преображенского монастыря, но и всего Мурома. Но помимо него в Покровском соборе хранится ещё множество различных реликвий. Среди них – древняя иудейская монета I века, которую наш экскурсовод отрекомендовала как одну из тех самых лепт, про которые идёт речь в 21 главе Евангелия от Луки: «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела».

– Вторая хранится в Израиле – добавила экскурсовод.

Я немного озадачился, как же эту лепту смогли идентифицировать среди тысяч других таких же монет, имевших хождение в те времена в Иудее. Но висящий рядом на стене сертификат «подлинности» реликвии от некоего «Государственного санкционированного дилера древних ценностей Израиля» снял все вопросы. Он гласил: «Я удостоверяю, что этот предмет является подлинным предметом древности, как и описано… Мы полагаем, что любая маленькая еврейская бронзовая монета, чеканившаяся до распятия Хрриста (именно так и написано в документе, с двумя «р») может законно называться лепта вдовы».

Ну что тут можно сказать? Что простодушных православных опять обманули хитрые евреи, впарив им «реликвию», которая таковой не является? Но, на мой взгляд, в данном случае наши православные сами были рады обмануться, а вот Ленни Вульф, подписавший сертификат, был абсолютно честен и не соврал ни единым словом.

Муромский Спасо-Преображенский монастырь – один из самых древних на Руси. Предание гласит, что он был основан ещё в 1096 году одним из первых русских святых, князем Глебом. За без малого тысячу лет своего существования ему довелось немало увидеть и поучаствовать во многих исторических событиях. Одним из своих соборов, Спасским, монастырь обязан царю Ивану Грозному, который в 1552 году, во время похода на Казань, дал обет, если Бог дарует ему победу, поставить в Муроме каменный храм, и сдержал своё обещание. В Смуту, в 1616 году, монастырь пострадал вместе со всем Муромом из-за нападения на город поляков под предводительством пана Лисовского. Во времена Раскола обитель достаточно длительное время была оплотом старообрядчества. А в XIX веке преподобный Серафим Саровский посещал здесь своего сотаинника, святого старца Антония Грошовника.

После Октябрьской революции Спасо-Преображенский монастырь постигла судьба сотен других российских монастырей – уже в 1918 году он был закрыт, под предлогом участия его настоятеля, епископа Муромского Митрофана, в антибольшевистском восстании полковника Сахарова. А в 1929 году на территории монастыря надолго обосновались военные. Бывшая монашеская обитель была переоборудована под воинскую часть. В Спасо-Преображенском соборе расположился спортзал, а на месте монастырского кладбища был устроен плац, так что солдаты и офицеры маршировали буквально по костям. После того, как территория монастыря была возвращена Церкви, плац, разумеется, был ликвидирован, а все найденные под взломанным асфальтом останки сложили в построенную для этой цели часовню-костницу.

Ещё одна из монастырских часовен, в честь Георгия Победоносца, посвящена памяти российских воинов, погибших на поле брани. На стене этой часовни, рядом с барельефом-распятием, изображена икона солдата-мученика Евгения Родионова, которому в 1996 году чеченские боевики отрезали голову за отказ отречься от христианства и принять ислам. Сербская православная церковь уже причислила Евгения к лику святых, а вот родная Русская почему-то этого делать не торопится. 

 Своим возрождением Спасская обитель обязана академику Дмитрию Сергеевичу Лихачёву, который накануне её девятисотлетнего юбилея, в 1995 году, обратился к патриарху Алексию II с призывом возродить древний монастырь, после чего воинская часть была выселена, и началось воссоздание святыни. Сегодня оно уже закончено, и монастырь вернул свои былые красоту и величественность.

***

 

Померяться с богатырём Ильёй Муромцем известностью и популярностью могут другие муромские уроженцы – святые Пётр и Феврония, считающиеся православными покровителями любви, семьи и брака. День памяти этих святых по православному календарю, 8 июля, не так давно был назначен отечественным аналогом католического Дня святого Валентина, видимо, в пику «загнивающему Западу», и с тех пор официально является российским праздником всех влюблённых. Только наш вариант этого праздника получил более длинное и велеречивое название – День семьи, любви и верности.

Чета муромских святых считается образцом христианской семьи, несмотря на то, что начиналась её история не очень романтично. «Повесть о Петре и Февронии» (памятник древнерусской литературы XVI века, который, в свою очередь, основывается на ещё более ранних народных легендах и преданиях) начинается с того, что Пётр убивает крылатого змея, летавшего к жене его старшего брата, муромского князя Павла, «на блуд». (Удивительное это, наверное, было время, когда на Руси водились крылатые змеи, да ещё и наставляли рога русским князьям). Но перед тем как отдать концы похотливый крылатый гад забрызгал храброго Петра своей кровью, отчего у того спустя некоторое время приключилась проказа.

Тогда Пётр отправился в Рязанскую землю, славившуюся в ту пору своими лекарями. И там встретил девушку-целительницу из простонародья, по имени Феврония, которая взялась излечить Петра от его недуга, но при одном условии – если он в знак благодарности возьмёт её замуж. А «если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его».

«Губа не дура» – подумал молодой князь, но деваться было некуда, и он согласился. Не имея, впрочем, в виду выполнять данное обещание. Но Феврония тоже была девушка не промах. Вручив Петру баночку с целительной мазью, которой следовало помазать струпья и язвы, она велела один струп оставить непомазанным. Князь не стал вдаваться в подробности, рассудив, что целительнице виднее, и сделал всё по рецепту. На свою голову, потому что этот единственный непомазанный струп остался на его теле после выздоровления, и когда Пётр, довольный тем, как ловко надул бедную простолюдинку, вернулся домой, в Муром, начал разрастаться. Так что вскоре князя надо было лечить по новой.

Он снова поехал знакомой дорогой, в Рязанскую землю, и Феврония, приняв его, как ни в чём не бывало, выставила те же условия: «Если станет мне супругом, то исцелится». На сей раз князь решил, что обманывать такую непростую девушку может выйти себе дороже, и всё же женился на ней. Так обе стороны получили желаемое – Пётр исцелился окончательно, а Феврония стала княгиней, потому что старший брат Петра, Павел вскоре скончался, и её муж занял княжеский престол.

Молодой семье предстояло немало приключений и испытаний, которые они достойно преодолели. В немалой степени благодаря взаимовыручке и любви, которую Пётр с Февронией стали испытывать друг к другу после того, как их чувства окрепли и вырвались из изначальных рамок взаимовыгодного «брачного контракта», скреплявшего княжескую чету изначально. Но на склоне лет супруги всё же расстались, чтобы принять монашеский постриг. Что, впрочем, не помешало им умереть в один день, как они и мечтали.

Но это ещё не конец истории. Житие святых повествует, что «после преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, говоря, что, так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в общем их гробе, который они велели сделать для себя ещё при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии, пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами – в едином гробе…»

Так и лежат Пётр с Февронией по сей день рядом, в Троицком соборе одноимённого Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Сюда приходят со своими просьбами те, кто мечтает найти свою половину, жениться или выйти замуж и родить ребёнка. Считается, что святые помогают и при семейных неурядицах, а также проблемах во взаимоотношениях с детьми.

Свято-Троицкий монастырь относительно «молод», он был основан в 1643 году, муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым. В советский период, несмотря на то, что монастырь был закрыт, он не только сохранился (редчайший случай), но и пополнился ценным приобретением – храмом Сергия Радонежского, перенесённым сюда в 1975 году из соседнего с Муромским Меленковского района, в качестве памятника деревянного зодчества XVIII века.

А рядом со стенами монастыря стоит памятник людям, ставшим олицетворением крепкого и счастливого супружества, способного успешно преодолеть любые препоны и жизненные бури. Пётр и Феврония изображены молодыми, с открытыми, красивыми лицами. А сзади, за их плащами, притаился кролик, который, по легенде, был домашним животным семьи. Как водится, кролику принято гладить нос «на счастье», и многие тысячи паломников натёрли его своими ладонями до блеска.

 Остаётся только добавить, что меньше чем через месяц после поездки в Муром я узнал о беременности моей любимой девушки. Совпадение?

 

***

 

Свято-Троицкий и Благовещенский монастыри стоят совсем рядом, их стены «смотрят» друг на друга через неширокую улочку. Но Благовещенский монастырь древнее, и с его истоками связано такое значимое для Мурома событие, как крещение его жителей, которое произошло сравнительно поздно, в самом конце XI века.

Муромляне долго не желали менять богов, которым поклонялись многие поколения их предков, на какого-то нового и непонятного, пришедшего из Византии. Да к тому же ещё распятого. Язычникам было непонятно, как это всемогущий Бог мог позволить людям подвергнуть себя мучительной казни, принеся таким образом себя за них в жертву. Поэтому прибывшего их крестить черниговского князя Константина они восприняли весьма негативно.

Князь заложил на месте, где сейчас находится монастырь, деревянную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и при ней основал княжий двор, пытаясь склонить муромлян к принятию христианства с помощью увещеваний. На очередные переговоры к враждебно настроенным горожанам он отправил своего сына Михаила, которому было всего девять лет (величайшего, наверное, ума человек был этот Константин). Переговоры закончились трагически, хотя и вполне предсказуемо – муромляне в сердцах убили ребёнка.

Позже упорный князь добился таки своего – крестил жителей Мурома, всех скопом, в водах Оки, после чего стал у муромлян местночтимым святым. А спустя почти полтысячелетия, в 1547 году, состоялась и общецерковная канонизация Константина и его сыновей, Михаила и Фёдора. Ещё восемь лет спустя, в 1553 году, на месте, где стояла Благовещенская церковь, был основан одноименный монастырь. Главный его собор, как легко догадаться, тоже был Благовещенским.

В злополучном 1616 году монастырь был разрушен поляками пана Лисовского, и отстроен заново только в 1664-м, стараниями купца Цветнова, того самого, который построил Свято-Троицкую обитель.

В 1919 году новые власти разогнали монахов, но, поскольку Благовещенский собор продолжал действовать в качестве приходской церкви, те, поселившись в городе, по-прежнему служили в нём. Преемники этих монахов вернулись в монастырь только в сентябре 1991 года, когда он был возвращён Церкви.

 

***

 

В завершение нашего короткого путешествия по Мурому мы посетили Николо-Набережную церковь, или «Николу Мокрого», как её прозвали в народе, возвышающуюся на высоком берегу над Окой. Церковь эта была построена в 1700-1714 годах, «контрабандным» образом, потому что в то время Петром I было запрещено каменное строительство везде, кроме Петербурга. Храм сохранился в своём первоначальном виде, несмотря на то, что в тридцатых годах был закрыт и возобновил свою деятельность только в 1991 году. В его стенах покоятся мощи святой XVI века, бывшей очень популярной у дореволюционной русской интеллигенции, а ныне почти забытой, Иулиании Лазаревской (она же Муромская).

В маленьком церковном дворике над откосом стоит каменный крест «в память зде лежащих первых защитников града Мурома и всех погибших на защите границ России», за которым возвышается полосатый пограничный столб с российским гербом. А рядом находится огромный пень какого-то старого, мощного, но, видимо, отжившего свой век и спиленного дерева, из середины которого жизнеутверждающе пробивается совсем ещё молоденький росток другого дерева, нового. Я подумал, что такая картина как нельзя лучше подходит для аллегорического изображения судеб русского православия.

 

***

 

Мне приходилось видеть по-настоящему большие храмы. Например, в Шамордино или Серафимовиче, где церкви вмещают по пять тысяч человек и более. Но целых три таких храма одновременно, в одном месте, я увидел впервые.

В Дивеево вообще всё поражает своими масштабами и размахом. Что и неудивительно, ведь Серафимо-Дивевский монастырь считается самым большим женским монастырём в мире. Не знаю, как насчёт площади, но по количеству насельниц, во всяком случае, точно – из здесь целых три сотни.

Пока мои спутники молились в Троицком храме монастыря, я как заворожённый бродил между соборов и церквей. Рекламные проспекты ничуть не обманывают и не преувеличивают, называя Дивеево «дивным». Это действительно сказочное место. Описывать его – дело неблагодарное. Чтобы получить представление о его необыкновенной энергетике, «ауре», здесь надо побывать. Наверное, эта атмосфера и привлекает сюда толпы паломников со всей страны и из-за её пределов. А ещё то, что, согласно православной традиции, Дивеево – самое сакральное место в России. Предание гласит, что эта земля – четвёртый удел Богородицы (наряду с Афоном, Грузией и Киево-Печерской лаврой), пользующейся особым покровительством Небесной Владычицы.

Надо сказать, в Дивеево стремятся не только христиане, но и всевозможные эзотерики, они считают, что здесь находится одно из Мест Силы. В частности, сюда регулярно совершают групповые поездки уфимские йоги.

Между тем небо, уже давно беременное непогодой, наконец разразилось дождём, коротким, но сильным. Я юркнул в ларёк-кафе и переждал его там за стаканом чая с пирожком. А выбравшись после окончания ливня, встретил мокрого и взъерошенного сопаломника Андрея.

– Дождь прямо на Канавке накрыл – пояснил он, напомнив мне об ещё одной прославленной дивеевской достопримечательности.

Посмотрев на небо, я обнаружил, что тучи снесло, дождь в ближайшее время маловероятен, и отправился искать Канавку, хотя смутно представлял себе, как она выглядит.

Оказалось, что знаменитая Канавка – это подковообразный ров по периметру монастыря, параллельно которому пролегает огороженный с обеих сторон вал длиной ровно 777 метров. По этому валу и ходят паломники, читая молитву «Богородице Дево, радуйся» (молитву за время прохождения Канавки надо прочитать 150 раз, потому идущие не торопятся). А те, кто в молитвах не силён – просто предаваясь медитативным размышлениям, благо, место к этому очень располагает. Преподобный Серафим Саровский, чьё имя носит монастырь, говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста Богородиц прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

Кстати, ещё одной великой святыней Дивеевского монастыря являются мощи этого святого, покоящиеся в Свято-Троицком соборе. Здесь же можно увидеть личные вещи преподобного, которыми тот пользовался при жизни, и его нательный крест. 

 Ночевать нас привезли в паломнический хостел, напоминающий казарму, с рядами двухъярусных коек в пропахших нестиранными носками номерах. Впрочем, заходили мы в эти номера только чтобы завалиться спать, так что неуют сильно не напрягал. Больше досаждало другое – в гостинице было одно-единственное место для зарядки телефонов, с четырьмя розетками на всю ораву постояльцев, и оттого там всегда выстраивались оживлённые очереди. Многие совмещали зарядку гаджетов с чаепитиями.

Мы провели в Дивеево весь следующий день. Село, давшее название монастырю, оказалось очень красивым и привлекательным местом. Настоящий Русский мир. Не тот, какой несут на своих штыках бесы и мотороллы, а каким он является по своей сути – тихий и мирный, с птицами, поющими на ветвях деревьев в глубине дворов и резными наличниками на окнах. Словно обитель поделилась с селом частью своей благодатной «ауры».

Несмотря на наличие в Дивеево крупнейшего в мире монастыря, в селе, сверх того, имеется ещё две церкви. Совсем рядом с монастырём – церковь Елисаветы Феодоровны Преподобномученицы с благотворительным центром при ней, а за живописной речкой с необычным названием Вичкинза строится храм в честь Царственных мучеников – последнего российского императора и членов его семьи, причисленных к лику святых. Кроме того, по всему селу разбросано множество святых источников и просто часовенок.

 

***

 

Как правило, предания о чудесном появлении святых источников относит эти события в стародавние времена. Но про источник Серафима Саровского в посёлке Цыгановка, в нескольких километрах от Дивеева, рассказывают, что он возник совсем недавно, в 60-х годах прошлого века. Сайт «Дивное Дивеево» передаёт эту легенду так: «Солдатам, несшим службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: «Дедушка, что ты здесь делаешь?» старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушёл. На том месте из трёх точек забила вода. Так батюшка Серафим перенёс свой источник из Сарова (который, напомню, тогда был закрытым городом) к доступному для всех верующих посёлку Цыгановка».

В подобных преданиях (а их про бывший СССР ходит множество) я считаю самым удивительным не сами описываемые в них события, а другое: как руководство Коммунистической партии, а стало быть и страны, мимо внимания которых такие необыкновенные происшествия и столь очевидно явленные чудеса, конечно, пройти не могли, не покаялось тут же в своей антирелигиозной политике и не воцерковилось.

Сейчас на месте родников устроено небольшое искусственное озеро и выстроен целый паломнический комплекс с часовней, срубами-купальнями и прочей сопутствующей инфраструктурой, включая большой рынок на въезде. Ключевая вода оказалась замечательной на вкус, но для купания холодноватой.

 

***

 

Когда в Москву из итальянского города Бари было привезено ребро святого Николая Мирликийского, верующие, съехавшиеся со всей России, вынуждены были выстаивать многочасовые очереди, чтобы приложиться к святыне. А между тем, чтобы приобщиться к частице мощей этого святого без всякой суеты, давки и толкотни, достаточно было всего лишь приехать в Вышенский Успенский монастырь что в Рязанской области и зайти в его Казанский собор. А размеры фрагментов мощей и их «брендовость», как неоднократно разъясняли богословы, никакой роли не играет, это не золотые самородки.

Вышенский монастырь был завершающим этапом нашего паломничества. Ехать до него пришлось довольно долго – полями, лесами, через какие-то деревни и сёла… Эта женская обитель стоит уединённо, в отдалении от больших городов, поэтому, в отличие от многолюдного и оживлённого Дивеева здесь буквально разлиты в воздухе тишина и покой.

Никто сейчас уже не знает доподлинно, когда был основан этот монастырь. Но первое упоминание о нём в письменных источниках датируется 1625 годом. В грамоте матери царя Михаила Фёдоровича Марфы предписывается «храм Успения Пресвятыя Богородицы перенесть и кельи и всякие хоромы, на новом месте велеть строить монастырь».

Обитель не была сколько-либо многолюдной. В 1724 году она даже упразднялась «за малобратственностью и бедным положением», но вскоре была снова восстановлена.

Всероссийскую же известность Вышенский монастырь получил благодаря выдающемуся русскому богослову и мыслителю Феофану Затворнику (в миру – Георгий Васильевич Говоров). Он жил здесь с 1866 года до самой своей кончины в 1894-м. Монахини любовно восстановили домик, в котором в полном уединении обретался святитель, и теперь здесь находится его музей, в котором можно увидеть личные вещи знаменитого монаха, его рабочий стол и книги. Точнее малую часть этих книг, потому что библиотека святителя погибла во время постреволюционного лихолетья. Она насчитывала несколько тысяч томов, и была необходима ему для работы. Ведь Феофан не просто молился и постился в затворе. За годы, проведённые в уединении, он написал множество трудов, вёл обширную переписку (среди корреспондентов Феофана был, например, другой известный православный мыслитель, Игнатий Брянчанинов), занимался иконописью, шил себе одежду (в музее можно увидеть швейную машинку), и даже играл на скрипке. Разносторонний, словом, был человек. Канонизирован Фефан Затворник недавно, в 1988 году.

В двадцатых годах прошлого века Вышенский монастырь был закрыт новыми властями, а его имущество национализировано. Строения монастыря и его бывшие храмы использовались последовательно как лесное хозяйство, свиноводческий совхоз, детский городок, а с 1938 года – в качестве областной психиатрической больницы. Сейчас монастырский архитектурный ансамбль по большей части восстановлен и отреставрирован, хотя работы всё ещё продолжаются.  

Отмечу, что в монастыре роскошная трапезная с росписями на стенах, какой могли бы позавидовать некоторые храмы. И вообще чувствуется, что сёстры-монахини, подвизающиеся в этих стенах – женщины хозяйственные и практичные.

***

Село Эмманиловка, куда мы заехали напоследок, перед тем как отправиться в сторону дома, находится на том месте, где до 1925 года стояла первая версия Вышенского Успенского монастыря. Здесь среди густого, пахнущего влажной листвой и свежестью леса, стоит старинная деревянная церковь Сергия Радонежского, а рядом – удивительной красоты пруд с источником, носящим имя Феофана Вышенского Затворника. Говорят, что вода из этого источника помогает при головной боли.

– Эх, остаться бы здесь жить – мечтательно сказал кто-то из моих спутников.

Роман Белоусов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲
%d такие блоггеры, как: