Александр Колесниченко: «Важно не просто выбрать профессию, главное – найти себя в профессии»

В Пятиморске прошел познавательный агросеминар

Дарья ТРУХЛЯЕВА

фото автора

 

«Борьба» подробно и вдумчиво рассказывала читателям, как обстоят дела с системой агрообразования в районе. В цикле публикаций «Крестьянские корни» мы вместе прошли путь от агроклассов в школах до готовых специалистов и заслуженных работников предприятия. Такая качественная и последовательная система агровоспитания, зародившаяся недавно, но совершенствующаяся с каждым годом, есть не у всех. А хорошим опытом необходимо делиться.

Так и появилась идея провести семинар для тех, кто заинтересован в организации системы ранней профориентации детей. Название семинара — «Система работы по раннему самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся по направлению «Агрокласс»» — было выбрано неспроста. Когда подростку придется выбирать, чем же он хочет заниматься в жизни, он должен сделать выбор осознанно, и в этом должна помочь, прежде всего, школа.

С инициативой провести такой семинар выступили комитет по образованию и молодёжной политике администрации Калачёвского муниципального района и Ильевская школа. Идею проведения семинара  активно поддержали единомышленники школы и идейные вдохновители масштабной профориентационной работы по направлению  «Агрокласс» руководители сельскохозяйственного предприятия «Донское» Александр Борисович  и Ирина Николаевна Колесниченко. На приглашение откликнулись не только калачевцы, но и руководители, и специалисты образовательных учреждений других районов Волгоградской области.

Началась встреча в Ильевской школе. Председатель комитета по образованию и молодёжной политике Ольга Ивановна Борисова поприветствовала гостей и рассказала о нашей героической земле. Первым выступить пригласили заместителя генерального директора «СП «Донское», председателя попечительского совета Ильевской школы, человека, по инициативе которого и сложилась вся эта система агрообразования в Калачевском районе, Ирину Николаевну Колесниченко:

«Я очень благодарна вам за то, что вы откликнулись, за то, что вам это интересно и что вас волнует образование наших детей. Сама идея агроклассов для детей пришла тогда, когда я посещала (в течение 15 лет) ярмарки вакансий в аграрном университете. И каждый раз я отмечала, что мои ожидания не соответствовали действительности. Я надеялась увидеть уже готовых специалистов: нам требовались молодые люди, которые знали бы свое дело в достаточной степени. Но самое главное – чтобы они хотели работать. А тонкостям профессии мы научим их на месте. И вот каждый раз, приезжая в учебное заведение, ты видишь детей абсолютно равнодушных! Только у одного-двух человек интерес в глазах «светится», а основная масса сидит безучастно. На эту тему аграрный университет проводил каждый год интересное исследование: всех студентов анонимно опрашивали, и тесты показали, что большинство из них (студенты сельскохозяйственного аграрного университета!) совершенно не собираются работать по той профессии, которую они выбрали. А ведь их пять лет обучали, вкладывали в них знания! Но им совсем не интересно. Глядя на результаты социологических исследований и на этих детей, я изумлялась. Работодатели предлагают все возможные варианты хорошей работы, а «молодые специалисты» сидят такой «серой массой» и им ничего не нужно. Стало очевидно, что необходимо что-то менять.

Ведь так продолжалось не один год. На наше предприятие приходили молодые специалисты, а «зацепиться» в этих специалистах было не за что. А что мы ищем в работнике, как работодатели? Желание работать, любовь к своему делу, и пусть он пока не все знает и умеет, мы обучим, подскажем, но он должен хотеть этого. Единственное, что волнует выпускников, – это сколько вы будете платить. Но ни один из этих студентов не задумается, что должна же быть отдача; что человек, который понимает, что такое производство, просто так платить не будет. А что вы можете предложить, чтобы вам платили? Мы готовы платить, и платим очень приличные деньги. Значимые специалисты нашего хозяйства, которые заинтересованы в своей работе, получают свыше 120-130 тысяч в месяц. И будут получать больше, и мы рады этому: все делаем для того, чтобы люди получали достойную оплату труда. Мне очень понравилась мысль одного нашего очень известного политического обозревателя, он сказал: «Я мужчина 55 лет. Я много знаю и много прошел, у меня огромный опыт. И когда приходят молодые, думаете, я им просто так свое место уступлю? Конечно, нет»

Молодому человеку необходимо прийти и добыть то, что он хочет в жизни, он должен заинтересовать тем, что он готов и желает учиться и работать. Вот поэтому мы пришли к выводу, что поздно начинать работать с этими «готовыми» специалистами. Мы опоздали, потому что этим надо заниматься со школы, и отнюдь не со старших классов, у старшеклассников уже есть настрой, они уже самоопределились. Нужно начинать с 4-5-ых классов. Вот тогда мы должны говорить: «Дети, вы должны понимать, для чего вы в этот мир пришли. Вы должны понимать: если я пришел, значит, я должен в этом мире что-то сделать». И вот когда у детей придет это чувство самоопределения, они станут искать, где они могут пригодиться, мы должны им помочь, показать и направить. Допустим, если ребенок живет в селе, пусть он увидит, что есть такое производство, где он нужен. Где он сможет заниматься тем делом, которое ему нравится, которое он любит, а мы ему в этом всячески поможем. Мы расскажем ребенку, какое дело для него есть, какие есть специальности в сельском хозяйстве, что они собой представляют, поделимся всеми нюансами. Так пришли мы к тому, что если мы сами не будем готовить своих детей, мы будем встречать работников, которым ничего не нужно».

Четыре года назад Ирина Николаевна лично объехала все школы района, все рассказала о своей идее и показала детям и преподавателям. Отдельно велись разговоры с директорами школ, Ирина Николаевна говорила о необходимости таких занятий для детей, потому что сельское хозяйство и животноводство сейчас совсем не такие, как были раньше, но ребята об этом ничего не знают.

«Для нас важно обеспечить наших специалистов так, чтобы их не занимали мысли о том, как, например, детей содержать, как решить бытовые нужды и где вообще жить. Таких проблем у наших специалистов не существует, у нас нет очереди на жилье, потому что у нас нет людей, которые им не обеспечены. Детей мы всячески ориентируем на то, что если они хотят пойти учиться в университет – мы им поможем.

Сейчас у нас старшее поколение механизаторов уходит, наступает пенсионный возраст, а заменить их некем. В прошлом году, после долгого перерыва, в нашем ПУ №13 имени дважды Героя Социалистического Труда Виктора Ивановича Штепо открылся набор по специальности механизаторов, и для нас это будет большая поддержка».

Такая горячая, заразительная речь никого не оставила равнодушным. Пропустив все сказанное через свое сердце, прожив и пропереживав каждое слово, Ирина Николаевна смогла донести важное и до сердец других. Педагоги из других районов, что уж скрывать, даже вздохнули: нам бы таких фермеров на территорию.

Такой искренний, заинтересованный, живой обмен опытом продолжила директор Ильевской школы Наталья Владимировна Турченкова:

«Работу по профориентации мы начали три года назад. Тогда сложно было просчитать и предугадать, как пойдет эта работа. Мы не знали, сможем ли достигнуть тех результатов и целей, что поставили перед собой. Но обо всем по порядку. Как вы знаете, Волгоградская область является аграрным регионом, поэтому развитие сельскохозяйственной отрасли в Калачевском районе – одно из приоритетных направлений. Таким образом, предпрофильная подготовка для нас очень актуальна. Современное российское село значительно отличается от села, которое было 10-15 лет назад. В настоящее время ему нужны молодые, квалифицированные специалисты с желанием заниматься выбранной профессией. Поэтому одной из важнейших задач нашей школы, находящейся в сельской местности, является вооружение учащихся максимальным объемом знаний и умений в сельском хозяйстве, а также эффективная работа по ранней профориентации школьников. В октябре 2019 года мы открыли первый агрокласс, с целью формирования интереса к аграрным профессиям, ознакомления с технологиями производства и перспективами развития аграрных профессий.

Разработав план и программу, мы начали действовать. Совместно со специалистами крупнейшего сельхозпредприятия в регионе – ООО «СП «Донское» —  педагоги школы проводят учебно-теоретические и практические занятия, экскурсии, агроклассники участвуют в  научно-исследовательской работе и проектной деятельности», — говорит Наталья Владимировна.

В рамках внеурочной деятельности и элективных курсов девятиклассники изучают химию, применяемую в сельском хозяйстве, и агробиологию, десятиклассники и одиннадцатиклассники —  агрофизику и агроэкологию. Эти занятия помогут им определиться с профессией и  познакомиться с  основами предпринимательской деятельности.

В ходе изучения курса  «Агробиология» ребята изучают основы земледелия, растениеводства и животноводства, а также  роль этих отраслей в экономике. Курс «Химия в сельском хозяйстве» предполагает изучение использования химических веществ в сельском хозяйстве в целом и на личном приусадебном участке в частности. Курс агроэкологии знакомит учеников десятых классов   с факторами экологических  ситуаций, возникающих в процессе сельскохозяйственного производства. Элективный курс «Агрофизика» углубляет знания физики у одиннадцатиклассников и раскрывает возможности ее использования в совершенствовании сельскохозяйственной техники и производства», — рассказывает Наталья Владимировна.

В рамках программы «Агрокласс» на базе сельскохозяйственного предприятия «Донское» проходят профессиональные пробы.  Агроклассники пробуют себя в конкретной профессии, чтобы не просто получить информацию, а сформировать субъективное представление и «примерить» ее на себя. «Конечно, наши агроклассники не специалисты, и они выполняют не самые сложные обязанности, но тем не менее – знакомятся с отраслью. Ребята приобретают опыт, необходимый в принятии решений по выбору будущей специальности,  получают первые навыки, осваивают новые инструменты и технологии, и решают для себя, насколько им интересны ежедневные задачи специалистов в выбранной области. Хочется выразить огромную благодарность предприятию, которое доверило детям выполнять различные трудовые обязанности и функции, так как не каждое предприятие пойдет на такое сотрудничество.

Также мы начали работу с Волгоградским аграрным университетом. В этом году участницей проекта «Университетский лицей» стала ученица десятого класса нашей школы Юлия Хуторная. Под руководством преподавателя из университета Юлия работала над индивидуальным проектом «Осетровая ферма по выращиванию сибирского осетра» и успешно защитила свой проект в аграрном университете. Родион Косенок, ученик восьмого агрокласса, в прошлом году стал победителем регионального очного этапа всероссийского конкурса в номинации «Агрокоптеры» и принял участие в финале конкурса, который проходил в Белгороде. Родион очень заинтересовался этой темой и уже в этом году, совместно с агрономом из «Донского», работает над проектом на основе исследовательских съемок полей с квадрокоптера.

Подводя итог, хочется сказать о первых результатах агроклассов: восемь девятиклассников решили связать свою жизнь с сельским хозяйством: они поступили в ПУ №13 на механизаторов. А по окончании 11-го класса некоторые наши ученики планируют поступать в Волгоградский аграрный университет. Те, кто не выбрал аграрные специальности, убеждены, что занятия в агроклассе помогут им в поступлении в другие высшие учебные заведения, например, в медицинскую академию».

Надо отметить, что образовательные учреждения нашего района, руководство «СП «Донское» и профильных комитетов обладминистрации плотно сотрудничают с Волгоградским аграрным университетом. Поделиться знаниями и наработками приехала директор университетского лицея аграрного университета Людмила Николаевна Канищева:

«В начале своего выступления мне хотелось бы обратить внимание на такую фразу, как «аграрное образование». Ректор нашего университета поставил перед нами большую задачу: привести аграрное образование к такому уровню, чтобы оно стало тождественно качественному образованию. В контексте нашей встречи – это чтобы ученик агрокласса был неким брендом, и когда он после окончания школы придет поступать, обучение в агроклассе будет визитной карточкой того, что у него было хорошее образование. Пути решения такой задачи довольно сложные, но в процессе все становится на свои места, находятся нужные люди, с которыми мы вместе достигаем результатов. Такими людьми стали сначала Ирина Колесниченко и Наталья Турченкова, потом пришло приглашение от комитета молодежной политики Калачевского района, и я поняла, что пазлы складываются. Это мероприятие собрало трех основных «участников»: основное образование, профессиональное образование и работодатели, в чьи руки мы потом отдаем выпускника», — подчеркивает директор.

В наше время агрообразованию уделяется большое внимание государства, существует много программ, нацеленных именно на агрообразование. По таким программам в аграрных вузах сейчас большое количество бюджетных мест. «Еще одну возможность мы увидели в сетевом взаимодействии. Фактор, который нельзя не учитывать, это огромный отток выпускников из регионов, то что дети после школы уезжают – процесс нормальный, до определенных значений. В нашем случае – эти значения мы перешагнули. Сейчас идет борьба за талантливых, а главное — мотивированных абитуриентов. У большинства же из них нет того «огонька», мы по пять лет работаем с человеком, у которого нет интереса к будущей профессии. Но хороших результатов можно достигнуть только с мотивированным студентом. Такого человека мы сможем вывести на необходимый уровень.

Еще одна проблема, с которой мы сейчас сталкиваемся, это негативные стереотипы об агрообразовании. И для школьников, и для выпускников вуза аграрные профессии связаны с тяжелом, грязным трудом. Когда студенты выбирают специальности, невостребованные в регионе, мы приходим к той ситуации, что им достаточно сложно будет устроиться на работу.

Мы всегда старались взаимодействовать со школами, но пришло время что-то менять, поскольку те формы, что мы использовали, не помогали в достижении желаемого результата. Просто потому, что мы не можем объехать тысячи школьных учреждений Волгоградской области, а ведь любой школьник достоин того, чтобы все увидеть и узнать. Мы задумались создать такой инструмент, чтобы масштабировать все это. Мы видим огромный потенциал аграрного образования, поскольку это уже и информатика, и робототехника, и биотехнологии, то есть огромный спектр специальностей. Давно к нам пришло осознание того, что своего абитуриента нужно формировать самим.

Мы поставили для себя задачу по ранней профориентации, которая позволит рассматривать старшекласснику возможность построения своей будущей траектории в аграрной сфере. И здесь «задача» разделяется на две: это дети, которые точно пойдут в аграрную сферу, и дети, которые приняли решение выбрать другое направление. Но они развиваются сейчас, именно в этой школе и в этих классах, и им тоже необходимо дать качественное образование. И сегодня мы все пришли к выводу, что нам нужно приходить к взаимодействию, по одиночке такие задачи не решить. Поэтому сейчас появилась идея «сетевого взаимодействия». Это использование современных форм и технологий актуального содержания. Мы часто видим, что под новым названием продолжается работа по старому принципу. Например, про агроклассы знают  все, и сейчас мы задумались поискать новые технологии и наполнить их новым содержанием. У нас есть два варианта, первый – это реализация дополнительных образовательных программ (у него уже есть свои результаты, положительные и отрицательные стороны), целью была профориентация, в содержание мы положили формирование опыта проектно-исследовательской деятельности, а методы доставки знаний – дистанционно-образовательные технологии. Дистанционное образование дает нам возможность масштаба – мы можем работать с ребятами со всей области.  Второй вариант – это профильное обучение, те самые наши агроклассы. Используя ресурсы вуза, мы могли бы предложить углубленное изучение профильных дисциплин и сместить фокус на межпредметные связи. Мы разработали три программы для 5-6, 7-9 и 10-11 классов. Первая модель называлась «Знать. Уметь. Творить». Мы постарались простым языком рассказать ребятам из 5-6 классов об основах физики, химии, робототехники. Вторая программа — «Профессия будущего». В этом возрасте они уже самостоятельно могут выбрать направление, и третья программа — «Проектная мастерская», здесь ребята работали под руководством преподавателей вуза над предложенным проектом. Конечно, создавать проект дистанционно очень сложно, не всегда есть возможность у учеников сделать все своими руками, но опыт все равно у ребят колоссальный. Мы компенсировали недостаток общения тем, что собирали учащихся в профильные смены. И это был не просто отдых, ребята занимались, посещали мастер-классы, проводили опыты, вторая половина была рассчитана на улучшение коммуникационных навыков», — поделилась идеями Людмила Николаевна.

Принимая «эстафетную палочку» сетевого взаимодействия, слово взяла заместитель директора ПУ №13 по учебной работе Елена Александровна Детистова:

«Перед нами сегодня стоит задача по подготовке высококвалифицированных специалистов, которые имеют уровень международного класса. Больше 50 процентов выпускников 9-ых классов идут в систему СПО, по Калачевскому району это порядка 38-ми процентов. Привлекают наших девятиклассников новые условия трудоустройства, связанные с новым производственным и технологическим оборудованием, а также рост заработной платы, особенно в сельском хозяйстве. Нельзя не отметить и возможность быстро войти во взрослую жизнь. Наши подростки хотят быть самостоятельными, обеспечивать себя. А чтобы идти работать, им необходимо иметь диплом о специальности, что как раз можно быстро сделать в системе СПО. Несмотря на короткую программу обучения, государство делает все возможное, чтобы наша система была передовой. Сейчас понятие «пэтэушник» ушло в прошлое, нам нужны ребята со знаниями, которые станут отличными специалистами. В этом учебном году у нас возобновилось обучение по специальности тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Вернули мы ее потому, что наш район прежде всего аграрный, также нельзя обойти стороной дефицит и старение рабочих кадров в сельском хозяйстве и, конечно, заинтересованность большого сельскохозяйственного предприятия в специалистах.

И в прошлом году к учебе приступила уникальная группа из 24-ех человек. Уникальность в том, что, во-первых, 9-ть ребят-выпускников агроклассов, и 7-мь  студентов — это ребята, которые живут в селах. Это те ребята, которые знают, что такое поле, село и сельское хозяйство. У многих из них дедушки и бабушки работали в агросфере, а родители сейчас трудятся в «СП «Донское». Здесь четко и ясно прослеживается преемственность поколений. Второй уникальный факт — это то, что 22 студента учатся по целевому набору от «СП «Донского». Потому нам нужно готовить специалистов для конкретного производителя, чтобы по окончании учебы они были гарантированно трудоустроены.

Учебная и производственная практика наших студентов будет проходить непосредственно на предприятии, в тех условиях, в которых они будут трудиться в будущем. Также мы сотрудничаем с Волгоградским аграрным университетом и имеем доступ к их учебной базе. А с нового учебного года будет набор в бюджетную группу по профессии механизатора», — рассказала Елена Александровна.

Заместитель генерального директора «СП «Донское» по аналитике Вера Александровна рассказала о психологических аспектах работы с ребятами и ранней профориентации. Для чего нужны технологии психологической поддержки, как понять склонности и предпочтения детей… А также провела тест, на котором все желающие могли чуть больше изучить себя.

На этом мы покинули гостеприимную Ильевскую школу и переместились в парк «Истории государства Российского», где гости могли погулять по удивительным историческим аллеям, послушать интересные рассказы экскурсовода. А в конце маршрута на Аллее Славы родного края нас уже ждали ученики агроклассов вместе с учителями, готовые продолжить рассказ о передовой истории развития сельского хозяйства района и развитии агрообразования в районе.

Учитель Ильёвской школы, ответственный за воспитательную работу, Светлана Александровна Тюрморезова:

«Кроме учебно-теоретических и практических занятий, профессиональных проб  в рамках инвариантного модуля «Профориентация» новой программы воспитания мы применяем альтернативные формы воспитательной работы. Это экскурсии, выставки рисунков, встречи с родителями, которые работают в сельскохозяйственной отрасли, калейдоскопы профессий, различные интеллектуальные игры аграрного направления, открытые микрофоны «Я выбираю профессию, профессия выбирает меня». Ребята занимаются исследованиями, строят бизнес-планы, участвуют в проектах на профориентационных платформах. Сейчас мы хотим вам представить одно из таких мероприятий: экскурсию по аллее «Славы и Доблести родного края», которую проведут учащиеся агрокласса».

Ученицы агрокласса рассказали о земляках, много сделавших для родного края. Каждая подготовила биографический рассказ, их выбор был не случаен. Агроклассницы рассказали о дважды Герое Социалистического Труда Викторе Ивановиче Штепо, посвятившем всю жизнь развитию сельского хозяйства в районе, и  Герое Социалистического Труда  Владимире Филипповиче Попове, председателе колхоза «Россия».

А дальше участников семинара ждало самое наглядное подтверждение слов о преображении и развитии сельского хозяйства – экскурсия на предприятие «СП «Донское».

Дмитрий Дмитриевич Чеканов, начальник комплекса «Держава», и Марина Алексеевна Чеканова, начальник комплекса «Россия», встретили участников семинара у новых корпусов фермы и провели экскурсию по предприятию, где почти все производство роботизировано, но каждый процесс идет под чутким присмотром специалистов «Донского». Посещение корпуса, где содержатся совсем маленькие телята, совпало с практическими занятиями учеников агроклассов. Ребята под контролем сотрудников учились кормить телят из специального «молочного такси».

В завершении экскурсии с участниками пообщался генеральный директор «СП «Донское» Александр Борисович Колесниченко: «Расскажу немного о нашем предприятии. У нас небольшой объем земли – 14 тысяч гектаров, около 8-ми тысяч поголовья крупного рогатого скота, из них три тысячи дойных. Работают на сегодняшний день 350 человек, что действительно много для сельхозпредприятий нашего региона. Основная масса сельхозпредприятий занимается растениеводством, в частности в нашей области – это производство зерна. Чтобы заниматься животноводством, нужно трудоустроить много людей, которые будут обеспечивать это производство. За прошлый год мы надоили 27 700 тысяч тонн молока, по области это самый высокий показатель. И в целом по стране наше предприятие примечательно тем, что мы держим европейский уровень производства. Конечно, нам есть к чему стремиться и что улучшать, тем не менее наши работники имеют условия труда не хуже немцев или французов. И дальше мы стараемся развиваться и достигать новых целей. Агроклассы как раз и нужны для развития сельского хозяйства. Потому что продовольственная безопасность крайне важна на сегодняшний день. И когда четыре года назад Ирина Николаевна проехала по всем школам, мы увидели, что дети, выросшие в селе, не знают, что такое сельское хозяйство. Раньше дети вместе с родителями бывали на производстве, смотрели и изучали все с ранних лет, были трудовые династии. Но сейчас это все утрачено. Поэтому мы должны совместно с вами заниматься профориентацией. Первый, кто наставляет, организовывает, ориентирует наших детей – это учитель. Спасибо нашим директорам школ, что они согласились заниматься агроклассами, и уже сейчас мы можем видеть результаты. Разговаривая со студентами, приезжающими к нам на практику, я вижу интерес к профессии и к работе, они с удовольствием рассказывают, чему научились. Помню, после четвертого курса пришла к нам девушка, спрашиваю как-то раз: как дела? А она с такой радостью рассказывает, как она вылечила теленка, вся светится, и я понимаю, что из нее получится замечательный специалист.

Всем молодым я говорю, что профессия не главное, главное – найти себя в профессии. И когда человек находит себя, из него получается высококлассный специалист, который будет делать свое дело достойно, с удовольствием. Недавно мы провожали семью наших заслуженных работников. Вот представьте, пришла девчушка, что называется — «со школьной скамьи», и ушла с этого же предприятия на пенсию, и вместе с ней муж. Знаете, с такими людьми хочется работать, они состоялись, нашли себя в профессии, подготовили достойную смену. И сегодня задача учителей сориентировать и наставить ребенка. А иначе кто, кроме вас? А мы будем всячески помогать. Те предприятия, что идут в ногу с наукой, тоже должны обучать. Поэтому у нас с вами задача одна», — подчеркнул Александр Борисович.

Закончился семинар неофициальным общением уже в столовой ООО «СП «Донское». Качество и вкус блюд, которыми питаются работники предприятия, гости смогли оценить сами. Сколько интереса гости из других районов проявили к опыту калачевского, сколько слов благодарности было сказано Ирине Николаевне Колесниченко! Педагоги просили поделиться этим опытом с фермерами на их земле, зажечь и вдохновить аграриев на такое непростое, но благое дело. Именинниками выглядели и директоры Ильевской, и первой школ: Наталья Владимировна Турченкова и Ольга Викторовна Колычева. Именно они, не побоявшиеся пионерских трудностей, включили систему агрообразования в повестку района. Именно они доказали – союз аграриев и образования: мощная, ударная и приносящая отличные результаты сила.

Гости уехали домой полные новых знаний и полезных знакомств, идей и инструментов для их реализации. И надеемся, в будущем агроклассов станет больше и в нашем районе, и за его пределами, и даже за пределами региона. Ведь прорастают же крестьянские корни в нашем районе, укрепляются. И мы по праву продолжаем передовые и знаменитые аграрные традиции калачевской земли. И снова служим в этом примером. И заслуженно этим гордимся!

Return to Top ▲Return to Top ▲