Атакуют мошенники? А вы им бац: «по морде чайником»!

Врач-психотерапевт Олег Горбунов

Современные мошеннические манипуляции по сути стары, как мир. Но они работали, работают и будут работать. Даже если делать их регулярные обзоры и давать рекомендации о том, как на них не попасться. Безусловно, кому-то «разбор полётов» и рекомендации могут помочь.

Разберу одну актуальную ситуацию с позиций поведенческой экономики и нейропсихологии.

Случай получился резонансным, потому что пострадавшая, потерявшая 2 миллиона рублей, обратилась в одно из СМИ, которое записало и сюжет, и пожелания обманутой девушки. Для волгоградки это огромная сумма и такой же стресс. Она хотела, чтобы люди учли её ошибки и не повторяли их. Ролик можно найти, например, на ютубе, его название «Волгоградка отдала больше миллиона телефонным мошенникам».

Сюжет в упрощённом изложении такой.

Девушке позвонили с незнакомого номера и сказали, что это звонок из банка ВТБ, и от неё поступила заявка на смену привязанного телефонного номера. И после этого заявка на кредит. Ей предложили приехать в отделение и отменить заявку. Девушка поехала. Пока она находилась в такси, с номера, действительно принадлежащего УВД Волгограда, позвонил мужчина, представился сотрудником полиции и сказал, что из ВТБ получено заявление о мошенничестве. Для возбуждения уголовного дела нужно, чтобы девушка помогла полиции. Ей нужно было выполнить рекомендации сотрудника банка непосредственно в отделении и следить за всем подозрительным.

Уже в отделении тот же полицейский через мессенджер назвал имя вроде бы слишком приветливо ведущей себя сотрудницы банка, с которой в тот момент общалась жертва. Так же он порекомендовал взять не просто кредит, а большой кредит, который с его слов будет тут же погашен. И волгоградка взяла кредит.

Сотрудник полиции посоветовал ей его немедленно погасить, купив телефон с возможностью расплачиваться бесконтактно. Девушка купила телефон, подключила его к своей карте ВТБ. И полицейский начал называть какие-то номера, на которые нужно переводить деньги для погашения. Переведя 2 миллиона, девушка, наконец-то засомневалась в мотивах своего собеседника и в том, что он полицейский. Она позвонила в банк. Так она узнала, что её обманули.

 

Краткая работа над ошибками

Потенциальную жертву попробовали напугать, и у мошенников это получилось. У разных людей тревога по-разному влияет на критическое мышление. Это зависит от преобладающего способа реагирования на стрессогенное воздействие. В данном случае критика к происходящему у девушки снизилась, и она вступила в диалог с жуликами и отправилась в банк. Мошенники сумели создать эффект когнитивной легкости, подменяя номер телефона полиции и поставив наблюдателя в банке, который знал, как зовут оператора. В банке аферистам повезло, оператор оказалась участливой, возник эффект взаимности, и девушка стала еще менее критичной. Она взяла большой кредит. И тут жулики включили на полную ключевую манипуляцию. Жертву попробовали перегрузить информацией и указаниями. Предельно опасными. Но девушка и здесь пошла на поводу. Не дав ей опомниться, от неё потребовали немедленных решений: покупки телефона с модулем для оплаты и перевода денег частями на какие-то номера. После всего непонятного («спецоперация», необычная сотрудница банка, загадочный полицейский в телефонной трубке, лимиты, дробление платежей) ей предложили простое решение: переводи деньги! Перегруженный мозг в подобных ситуациях ищет простую схему, чтобы избавиться от дискомфорта. И схема была предложена. Девушка начала переводить деньги. И перевела. Замечу, что данная схема не потребовала применения арсенала других алгоритмов. Например, обещания очень желанного, ссылки на авторитеты, апелляции к мнению большинства, задействование актеров, играющих роли не только в телефонной трубке.

Рекомендации же для противодействия манипуляциям такие. Все, что касается денег, не должно решаться сиюминутно. Нужно взять паузу, подумать, собрать информацию. В данном случае всё пресек бы звонок в банк по телефону, указанному на карте банка. На этапе вовлечения нужно не стесняться задавать вопросы. Уточнять и спрашивать детали. Это отличное противоядие, после которого любители «вечера в хату» могут сами выйти из контакта. И, наконец, нужно начать сомневаться в предлагаемом или даже идти на конфликт. Или потроллить их фразами, вроде: «часик в радость, чифир в сладость?» Тогда мошенники точно от вас отстанут, возможно, даже перестав играть и послав вас куда подальше. Точнее, себя.

P.S. Как только я дал этот комментарий, мне позвонили из… «банка ВТБ» и сказали, что от меня поступила заявка на смену привязанного телефонного номера. Я спросил у звонящей: вас это беспокоит и вы хотите об этом поговорить? Разговора не получилось. Смайлик

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲
%d такие блоггеры, как: