Как связаны апостол Фома, радость Пасхи и начало сезона венчаний

2021 год преподнес нам сюрприз: 9 мая в этом году не только День Победы, но и праздник доверия, верности, любви. Именно с 9 мая можно будет венчаться, впервые после долгого перерыва. И имеет этот праздничный день сразу три имени: Фомино воскресенье, Антипасха, Красная горка.

Название «Фомино воскресенье» первый воскресный день после Пасхи получил в честь апостола Фомы, которого часто по ошибке зовут «неверующим Фомой», но об этом чуть позже. «Антипасха» в переводе с греческого означает «вместо Пасхи». То есть в воскресный день Антипасхи вместо Пасхи произошло событие, напоминающее о Воскресении Христа и обновляющее для нас его радость. А Красная горка идет от народной традиции устраивать в этот весенний праздник гулянья.

Издавна на Красную горку возобновлялся сезон венчаний и сватовства. Зимой, за неделю до Великого поста, с Масленицы, венчания прекращались, потом не венчали весь Великий пост и неделю после Пасхи: Светлая неделя — время радости, но радости духовной. А с Красной горки молодые получали вольницу. Считалось, если девушка или парень проведут этот день сидючи дома, коротать им оставшуюся жизнь в одиночестве. Так что дома молодежь не засиживалась, но все-таки день начинался с воскресной службы в храме. И не зря: есть глубокая связь между апостолом Фомой, Антипасхой и счастьем в любви. Сейчас мы эту связь найдем, и история Фомы, которую вспоминают в этот день в храмах, станет ключом, объясняющим, без чего счастье в любви невозможно.

Напомню, Фома — один из двенадцати учеников Христа, тот, который усомнился, что Иисус воскрес. Не так-то просто было воспринять великое чудо Воскресения Христа — событие надмирное, превосходящее любой человеческий опыт. Вот что рассказывает нам Евангелие от Иоанна: «В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты, пришел Иисус, стал посредине, и говорит им: «Мир вам!». Сказав это, Он показал им и руки и бок. Ученики обрадовались, увидев Господа». Для воскресшего Христа затворенные двери не были препятствием, преображенное тело Господа не подчинялось законам физического мира, и мы можем только предполагать, насколько сильно были поражены ученики Спасителя, еще не отошедшие от трагических событий последних дней земной жизни Иисуса. Представьте: вот они, сметенные Его крестной смертью, опечаленные и подавленные, видят, как Иисус вдруг появляется в закрытом доме! Естественная реакция — недоумение, недоверие к тому, что зрят глаза. И дело тут не только в учениках. Богословы склонны считать, что преображенное тело воскресшего Христа стало особенным, у апостола Павла есть подсказка, когда он говорит о теле по воскресении из мертвых как о «теле духовном». Но, рассуждая об этом, мы вступаем на зыбкую почву догадок, поэтому лучше вернемся назад, к точному рассказу Евангелия. Итак, ученики Спасителя поражены, «они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа, — читаем у евангелиста Луки. — Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги».

Фома — верный и отважный ученик Христа, в это время пребывал где-то в другом месте. Поэтому, когда апостолы рассказали ему о произошедшем, он усомнился и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». В народе к имени Фомы прочно приклеилось словечко «неверующий», что несправедливо. Фома — один из первых апостолов Иисуса, был как раз предан и верен Ему вплоть до смерти. Когда Иисус решает идти в Иерусалим, чтобы воскресить умершего друга Лазаря, ученики останавливают Его: «Не ходи, это опасно! Давно ли враги искали побить Тебя камнями? А Ты хочешь туда вернуться!» Апостолы боятся за своего Учителя, страшатся и за свою жизнь, это естественно, но Иисус говорит: «Пойдем!», и Фома первый поддерживает Христа, призывая остальных: «Пойдем, и мы умрем с ним!» Такова верность «неверующего» Фомы. То есть речь здесь не о неверии как неверности, а о критичном отношении к происходящему. Фома критичен, и он материалист — ему надо самому осязать раны от гвоздей, вложить руки в ребра, пронзенные копьем при распятии. Но разве мы не такие же? Кстати, тонкий момент: верность не исключает критического взгляда на происходящее. Иначе говоря, верность не слепа, она не должна выключать мозг. Но вернемся к Евангелию.

Через восемь дней ученики Христа «снова были вместе, на этот раз с ними был и Фома. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал в середину и сказал: «Мир вам!». Затем говорит Фоме: «Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку!..» — Иисус будто бы слышал то, что говорил Фома без Него! И затем Господь произносит слова, обращенные не только к Фоме, ко всем нам: «И не будь неверен, но верен». Понятие «вера» включает в себя такие качества, как твердость, верность, доверие. «Не будь неверен, но верен!» — призывает Господь. И Фома слышит этот призыв. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул Фома. Фоме уже не нужно осязать раны, ему уже не нужны доказательства. «Ты поверил потому, что Меня увидел, — говорит ему Иисус. — Блаженны не видевшие и уверовавшие».

И теперь самое время вспомнить, что слова «вера» и «доверие» одного корня. Но ведь без доверия и открытости нет и любви. Не случайно апостол Павел в своем знаменитом гимне любви так связывает любовь и веру: «Любовь всему верит, всегда надеется… Есть три: вера, надежда, любовь, и любовь из них большая».

Красная горка завершает Светлую неделю, но сам праздник Пасхи продолжается вплоть до Вознесения Господня (10 июня). Пасха не закончилась, и радость о Воскресении Христа, о победе жизни над смертью выплескивается за стены храма — в поле, в необозримые просторы русской природы, которая с весенним ликованием приветствует все проявления любви и жизни. У поэта Серебряного века Михаила Кузмина есть дивные строчки о том, что человек всегда может увидеть присутствие Божье в нашем мире: «В этой жизни Божья ласка/ Словно вышивка видна…» Мир в эти Пасхальные весенние дни пронизан Божественной любовью, и эта Божественная любовь освящает все стороны человеческого бытия, надо только суметь увидеть Божью ласку на холсте своей жизни.

Будут трепетны и зорки

Бегать пары по росе

И на Красной, Красной горке

Обвенчаются, как все.

(М.А. Кузмин, 1921 г.)

«Российская газета»

«В ожидании шафера». И. Прянишников, 1891 г. Фото: wikipedia.org

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲
%d такие блоггеры, как: