Эксперты рассказали, как магазины и кафе могут избежать пищевых потерь

Сейчас магазинам и общепиту проще выбросить еду, чем отдать ее на благотворительность или переработать. Однако в последнее время, особенно в период пандемии, многие столкнулись с перебоями поставок продуктов. Это и заставило задуматься о проблеме пищевых потерь.

Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Татьяна Карабут

По сути, решение есть, но его нужно реализовать на законодательном уровне, говорят эксперты. Они предложили магазинам и кафе отдавать пищевые отходы специальным насекомым на переработку.  «У нас работают или строятся несколько предприятий, которые с помощью насекомого «черная львинка» перерабатывают органические (в том числе пищевые) отходы в корм для животных, — на XXII Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ рассказала сотрудник по связям отделения Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) для связи с Россией Катерина Антоневич.

Как пишет Российская газета, некоторые магазины проблему с пищевыми потерями решают своими способами. Например, организовываются вертикальные фермы: покупатель может сорвать прямо с «грядки» пучок укропа и тут же купить. Путь от поля до холодильника предельно короткий, и продукция не успевает портиться.

По данным экспертов, сейчас 59% пищевых потерь образуется уже на стадии продаж и потребления. Например, потери в ретейле могут достигать 50% в тех случаях, когда новый товар вводится в торговую матрицу, говорит директор Центра развития потребительского рынка Московской школы управления «Сколково» Илья Ломакин-Румянцев. Увеличиваются потери в магазинах также из-за придирчивости покупателей: они выбирают самую свежую продукцию. А та, у которой сроки годности истекают быстрее, остается в магазине. Добротные нераспроданные продукты бизнесу проще выбросить, чем направить на благотворительность. В прошлом году для этих случаев был снят налог на прибыль. Но осталась необходимость платить НДС 10-20%. Если отдавать отходы на корм животных, нужна экспертиза. Это стоит денег, процедура длится 30 дней. А хранить списанные продукты можно не более трех дней.

Решение вопроса пищевых потерь на законодательном уровне позволило бы сохранить часть продукции, считают эксперты.

Своим мнением по поводу предложений делятся и калачёвцы:

Валентина Низельская,  бывший работник продуктового магазина:

— Идея с переработкой, конечно, хороша. Но решать её должны на высоком уровне. Хочу сказать, что в магазинах сейчас есть множество методов, которые позволяются продавать весь товар. За сроками нужно грамотно следить. Если срок годности продукта близок, на товар ставят уценку, продают по акции, чтобы его можно было продать до окончания срока годности. Мы говорим не о просроченном товаре. Он ни в коем случае не должен находиться на витрине. Также здесь важно настроить грамотную логистику. Заказывать количество товара столько, сколько магазин может реализовать, чтобы не было потерь. Это большая аналитическая работа. Вообще, компании принимают все меры, чтобы утилизации просрочки было как можно меньше.

Екатерина Фисан, покупатель:

 

— Буквально недавно смотрела программу про еду. Треть продуктов питания, вы представляете, треееть, человечество выкидывает.  Изначально, я думаю, проблема в перепроизводстве и нерациональном планировании закупок/поставок. То есть магазины и кафе годами работают в одном направлении, неужели они не могут рассчитать правильное количество, чтобы уменьшить отходы? Конечно, в крупных городах давно уже есть акции после 8 часов вечера – скидка на продукты, у которых заканчиваются сроки годности, например, выпечка или салаты. Потому что магазинам выгоднее продать по уценке, чем выбрасывать. У нас тоже есть скидки. Но не всегда такие продукты выделяют как-то визуально, они лежат на одном прилавке с другими товарами. Бабушки их просто могут не заметить. Возможно, такие товары стоит перекладывать на отдельную полку, чтобы покупатель знал, где лежит уценёнка. Но дело ещё и в менталитете потребителя. Очень многие не берут товары, у которых вот-вот истекает срок годности. Они лучше поищут продукт посвежее. И в результате, всё равно появляются пищевые отходы. Эта же уценёнка продолжает оставаться на прилавках. Палка о двух концах получается. А тема с переработкой классная, поддерживаю.

Анастасия Сапрыкина, кондитер:

 

— На мой взгляд, проблема пищевых потерь связана с кризисом перепроизводства. Но в современных условиях товаров меньше станет, а значит эта проблема должна решаться при государственной поддержке. Так, во многих странах Европы создаются фонды и организации, которые выступают в роли пищевых банков. Такой опыт будет полезен и для нашей страны. Ещё одним способом борьбы с пищевыми потерями могут стать налоговые льготы для тех, кто передаёт нереализованные продукты для дальнейшего использования, а не утилизирует. Одним из лучших вариантов решения проблемы пищевых потерь — это благотворительность. И решение снять налог на прибыль, я считаю, правильным. В некоторых странах, продукты, идущие на благотворительность, не облагаются НДС, что значительно облегчает процесс передачи пищевых товаров.

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲
%d такие блоггеры, как: