Мемуары семьи Рукосуевых. Волжский пассажирский колёсный пароход

Страница 48. Фотография 1950-го года.

Александр и Юлия Рукосуевы (Кожухова): Кстати, а что же это такое, собственно говоря, пароход? Когда-то, еще подростком, я плавал вместе с мамой на туристическом (сейчас сказали бы «Круизном») двухпалубном колёсном пароходе по маршруту Сталинград (тогда ещё) – Москва, а потом обратно, в Сталинград. На нашем пароходе было открытое, то есть просто огражденное застекленными рамами, машинное отделение, так что, стоя на палубе, можно было видеть, что происходит там, глубоко внизу, в горячем мареве тускло освещенного лампами пространства. Помню штоки, снующие из цилиндров взад-вперёд, бегающие вместе с ними сверкающие ползуны и шатуны, вращающие, в свою очередь, огромные мотыли, а вместе с ними и массивный вал, с обоих концов которого, за бортом, были укреплены гребные колеса. Когда я смотрел на них, мне казалось, что в своем движении они не остановятся никогда. Чудовищная, хотя и обузданная, сила чувствовалась здесь везде и во всем. А сама машина, с её штангами, кулисами, шестернями, рычагами, согласованно двигающимися с неотвратимостью маятника, раскаленная, обильно смазанная, чавкающая, сопящая и вздыхающая, казалась мне просто живой. Это сейчас я знаю эти названия и понимаю, для чего нужны детали машины, так названные, но тогда, в том возрасте, я просто стоял и смотрел вниз, зачарованный, прижавшись лбом к толстым оконным стёклам, которые, кстати, совершенно не дрожали, настолько плавно работало это чудо под названием «горизонтальная паровая машина». Рядом, за переборкой, как мне рассказывали – котельное отделение с гудящим пламенем в топках, этот гул был слышен даже в коридоре, хотя двери вниз всегда были закрыты. Наверху, над палубами с пассажирскими каютами – густой черный дым из трубы, чайки, летающие кругами, свежий ветер и флаг, реющий над мачтой. Вот что такое пароход. А теперь – до встречи, и не забывайте, что продолжение следует.

Комментарии:

Виктор Ефимов: Вот такой колесный приходил в порт Калача из Ростова. Там был зверинец. Мы ходили первый раз в жизни и смотрели зверей. Это

было кажется в 6 классе. (1959 год). Название парохода точно не помню, но что-то связано с словами матрос и Ваня.

Юрий Парамонов: Такие пароходы также ходили по маршруту Сталинград — Ростов-на-Дону. В памяти остались некоторые названия: «Владимир Ставский», «Хирург Вишневский»… Каюты первого и второго класса пассажиров были на второй палубе, а все остальные пассажиры на первой палубе в каютах и в трюме, как в плацкартном вагоне. Имелись столовая на первой палубе и ресторан на второй, музыкальный зал — на второй, где стояло пианино. Были длительные остановки парохода на отдельных пристанях, где пассажиры покупали раков, арбузы, вяленую рыбу, другую снедь и дары Дона, и донской земли, а некоторые пассажиры даже купались. Такие остановки были в станицах Нижне-Чирской, Цимлянской, Константиновской, в некоторых других, но уже подзабытых. Позже на этот маршрут поставили Метеоры. Из Волгограда шли два автобуса, а в Калаче ждал Метеор. Утром Метеор выходил из Калача, а вечером уже в Ростове. Обратный путь аналогичен — из Ростова Метеор, а в Калаче ждали автобусы до Волгограда. Это сократило путь из Волгограда до Ростова с трех суток до одного дня. Но был утрачен весь колорит, характерный для неспешности парохода. Пароходы бороздили не только реки, но и моря. Связывали отдаленные районы страны. Например, из Одессы ходили пароходы Добровольного флота на Дальний Восток. Эти пароходы носили название городов страны: Воронеж, Нижний Новгород, Кострома… Они везли переселенцев, солдат, каторжников на Сахалин, но и, конечно, пассажиров. В стоимость билета входило питание пассажиров. Мне попалась карточка завтрака пассажиров на пароходе «Воронеж» от 15 мая 1896 года. Удивительны продукты, которыми кормили пассажиров. Эти пароходы к месту назначения шли около месяца.

Тамара Синяпкина: Шикарно питались пассажиры, сейчас, наверное, таких продуктов и в ресторане нет.

Анна Гаврилова (Локтионова): Между прочим я черную икру первый раз попробовала еще девочкой на дебаркадере, папа работал в ОРСе и они отправляли на баржах арбузы, вот там папа и купил мне бутерброд с икрой!

Фото из архива А.Г. Рукосуева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲
%d такие блоггеры, как: