Она пела за нас всех…

25 марта не стало Матрены Марковны Неклюдовой

Елена Ломакина

В День, когда свой профессиональный праздник  отмечали работники культуры, мы потеряли ценнейший культурный кладезь нашего района. Не стало Матрены Марковны Неклюдовой. Говорят – смерть не выбирает. Но случилось именно так, именно в этот день. Может быть, чтобы помнили и чтобы вспомнили.

Когда без малого 20 лет назад меня судьба привела на калачевскую землю, я и подумать не могла, что станет этот край моей второй родиной, которую полюблю я всей душой, самозабвенно и искреннее. Выросшая на широких сибирских морозных просторах, с молоком матери я впитывала совсем другое культурное наследие. В краю, где довелось мне родиться и вырасти, казачество воспринималось исторической ретро-диковинкой. Узнавала и с каждым днем все более прикипала душой к самобытности донского края, тесно связавшей прошлое и настоящее, я по ней — по Матрене Марковне Неклюдовой и благодаря ей. Ее голос, ее уверенное знание, ее манера, ее музыкальность, ее открытость и особенный свет, ее безграничная преданность тому бесценному дару предков, что она берегла, показали неповторимо-чудесные, невероятно глубокие грани богатства и самобытности казачества так насыщенно и убедительно, что не стать частью всего этого было просто невозможно. Так заразить искренней любовью могла только она.

И много позже, когда на любом из праздников или мероприятий в дверях появлялась знакомая фигура с неизменной шалью на плечах, невозможно было не любоваться особенной, только казачкам свойственной статью походки и манерой держать голову с прической цвета белопенной волны степной «ковылушки». И всегда тянуло подойти и обнять, будто прикоснуться этим объятием к самой казачьей земле калачевской.

В мае Матрене Марковне исполнилось бы 87… Сложно найти человека столь самоотверженно и самозабвенно любящего и в таком количестве хранящего в себе казачью песню, которую она всегда умела — нет, не спеть, а, как положено — сыграть.

Анатолий Архангельский: «Вот и отпели донские соловьи дорогой  моему сердцу Матрёне Марковне Неклюдовой. Не стало рядом с нами красивой женщины, редкостная  память которой донесла до нас из седой старины десятки, а то и сотни напевов, голосов и дишканных подголосков, всю ту красоту традиционных казачьих говоров, что бытовали на Дону во времена прошлые, для многих из ныне живущих почти былинные. Ведь как ни старайся в пустых поисках, а иное меткое самобытное слово только и смогло дойти до нас, будучи заключённым в народной, передаваемой из уст в уста, песне.

   Немало известных фольклористов России специально приезжали в Калач, к Марковне, дабы захватить, записать эту ускользающую, уходящую нить старины, дабы сохранить эту традицию в своих песенных коллективах для благодарных потомков. И ведь  переданное ею было лишь частью тех криничных запасов из белых донских родников, ключи от которых были в руках у Марковны.

           Она и имя-то носила редкое, под стать своему отчеству. В переводе будто бы простонародное Матрёна (как тут не вспомнить «Матренин двор» А.И.Солженицына?) означает всегда одно: «почтенная дама»,  «госпожа»,   «мать семьи»,  «матушка». И, действительно, она, воспитавшая вместе с Иваном Игнатьевичем двух трудолюбивых, скромных сыновей, сумела передать  качества совестливости, мудрости, порядочности и внукам, и правнукам. Как тут не вспомнить ее знаковую фразу, за которой порой стоит весь   смысл человеческой жизни: «Хоть гол, да прав!» А потому служила наставницей и советчицей для всего коллектива «Донского раздолья», калачевского ансамбля, объехавшего с ее песнями немало городов России: от Георгиевска до Калининграда.

           Работавшая трудно, в том числе, годами в речном порту звеньевой грузчиц, перелопативших не одну баржу зерна, она покоряла гостей донского края тающими во рту сдобными творожными варениками либо необыкновенной весенней «неклюдовской» окрошкой…

           Она ушла от нас в День работника культуры России, 25 марта. К сожалению, с ее уходом закрылась еще одна страница голубинских, набатовских нагорных песенных традиций, еще один родник искрометной народной поэзии перестал дарить людям живительную влагу…».

Разное количество переданных землякам Матреной Марковной песен называют. За полтысячи точно. А сколького она не успела передать… Ансамбль «Донское раздолье» — самое яркое воплощение ее наследия. Репертуар ансамбля состоит из песен, напетых Матреной Марковной и распетых в коллективе: «Дон Иванович», «Прослужил солдат три года», «Жил во селе охотничек», «Однажды вечернею зимней порой», «Погасло солнце за горою», «По дороге пыль клубится», «Во поле ковылушка горела», «Просвети ты солнышко», «За курганом пики блещут». Она сама говорила: «Старинная казачья песня очень сложная. Вот ходят все, и не каждый возьмёт её. Почему трудно, я не знаю, мне вот не трудно».

Нина Никандрова: «Матрена Марковна была прекрасной женщиной, замечательной певицей, знающей как голос подать, как правильно «дишканить». Они было открытой, распахнутой навстречу людям, готовой помочь. Никогда мы, работавшие с ней не забудем ее угощений, особенно знаменитых вареников с творогом, таких я не пробовала ни у кого более.

Она была замечательной певицей, могла качественно разложить песню на голоса. А потому люди шли за ней – за великими певцами всегда идут. После тяжелой работы, которую ей довелось в жизни исполнять, в посвящении себя песням в Матрене Марковне будто второе дыхание открылось. И к ней все ехали и шли за советом – как правильно будет в казачьих традициях не только петь, но и свадьбу гулять, и в армию провожать: все, что угодно. Она и «картинки» сценические про это делала замечательные».

Игорь Петренко: «Очень жалко, что больше нет Матрены Марковны, она была настоящим кладезем песен».

Александр Рукосуев: «Нас с Матреной Марковной связывали давние творческие теплые отношения. Она была замечательным человеком, отлично знающим свое дело. Потому тот коллектив ансамбля «Донское раздолье», который был при ней, так хорошо знали и любили даже за пределами нашего региона, именно потому у коллектива и у самой Матрены Марковны было столько достижений и наград. Когда Раиса Савельевна Горина задумала создать казачий песенный коллектив, она и обратилась именно к Неклюдовой с предложением в этом коллективе петь и реализовываться как творческой личности. Никогда не забуду ту историю (о ней я уже писал в одной из своих статей), когда накануне приезда высокой комиссии, решающий дать или нет «Донскому раздолью» звание «народный», что-то с песнями никак на генеральной репетиции не клеилось. И тогда, глядя на это, Р.С. Горина крикнула из зала: «Матрена Марковна, бери огонь на себя!». Та и взяла. И все получилось – и звание, и восторженные отзывы. А ведь не каждому так из зала крикнут, и не каждый способен так «взять на  себя огонь».

Она вышла из народа, как в свое время Ломоносов, но стала настоящим профессионалом, лучшим знатоком исконно казачьих традиций и культуры».

Да, к ней ехали специалисты – изучали, советовались, описывали. Никитенко Ольга Григорьевна заведущая кафедрой традиционной культуры ВГИИК: «В процессе пения ее голос звучит ровно в разных регистрах, артикуляция по-мужски строгая, без явных переливов гласных звуков. В ходе записи и анализа манеры пения исполнительницы было замечено, что гласные выводятся ею архитектурно точно, голос колорирован форшлагами, слышится мягкое, мелким «барашком», вибрато, на вершинах широких интервалов  гласная «А» замыкается на «О». Речь исполнительницы очень выразительная, согласные выводятся на передний ряд, турбулентный согласный «Р» слышится четко как в речи, так и в пении. Если согласные, за малым исключением, выполняют свои смысло-различительные функции, то гласные, наоборот, утрачивая свои речевые позиции, находят новые, акустически более выгодные для пения положения. Вступают в силу певческие законы и нормы произношения звуков речи.

Певица практически каждое произведение того или иного жанра исполняет в особой манере, наполняя мелодическую волну фонетическими комплексами и слоговыми вставками, присущими местной исполнительской традиции Калачевского района. Можно убедиться в умении мастера пользоваться регистрами: от густого, плотного звучания голоса в зачинах до легкого, полетного в линии дисканта».

Матрена Марковна Неклюдова родилась 10 мая 1931 года в хуторе Малый Набатов ныне Калачевского района.  Ровесница нашей газеты. Отец, Марк Васильевич Пристансков (1912 года рождения), был запевалой в семейном ансамбле. Мать, Анна Калиновна Пристанскова (ровесница супруга) обладала «низким, легким красивым голосом и мастерством дишканта». В детстве Матрена Марковна училась петь от родителей и от бабушки Устиньи Николаевны Пристансковой, голос которой Матрена Марковна определила так: «пела бабушка, как Лидия Русланова» широко и разливисто, нет конца у голоса». Про себя  сказала, что у нее «звончей голос чем у матери». Родители слыли знатными песенниками. Про них хуторяне говорили «иде Маркий с Нюркой будут на гульбе, туды и мы пойдем».

Когда началась Великая Отечественная война, Матрена Марковна работала погонычем, подпаском, полола бахчи, грядки. Она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1042 – 1945 гг».

После окончания училища связи в городе Энгельсе Саратовской области, в 1951 году приехала в Калач, работала почтовым агентом. С 1960 по 1986 работала в порту и на молочном заводе. Награждена медалью «Ветеран труда». Выйдя на пенсию, по просьбе районного  руководства отдела культуры, подготовила ансамбль «Донское раздолье» к защите на звание «народный». 

Талант из народа… Как это верно о ней сказано. Не только петь умела Матрена Марковна, но и трудиться, и народные промыслы знала. И сеть рыбацкую могла сплести, и «самопряха» ей подчинялась. Об этом рассказывают фотографии, хранящиеся в экспозиции Калачевского филиала Волгоградского краеведческого музея. Валентина Прокофьевна Новикова, сотрудник музея говорит: «С Матреной Марковной нас связывало тесное сотрудничество. Мы даже по обычаям в казачьими песнями, бывало, туристов встречали. Свои награды, поощрительные документы, а также концертный казачий костюм и самопряху Матрена Марковна передала в дар музею. Теперь они являются частью экспозиции».

Вот что о бабушке в своей творческой работе рассказывала внучка Настя: «Матрена Марковна Неклюдова 10 лет отработала началь­ником первого городского отделения связи Калача. Профессия нрави­лась, но пришлось уйти:в 1960 году тяжело заболел муж, нуж­но было поддерживать его, поднимать двоих сыновей. Ушла. Не куда-нибудь, а в порт. Четыре года работа­ла там грузчицей, еще шесть – бригадиром комп­лексной бригады.

Работала Матрена Марковна много и тяжело: целый день мешки, пыль, жара, холод, казалось, не будет конца этой тяжкой работе. Подрастали дети, подлечился муж, и Матрена Марковна пошла работать на молочный завод завскладом, где трудилась до 1986 года и вышла на заслуженный отдых.

Однако отдыхать Матрене Марковне не пришлось. В этом же году в жизни ее произошел совершенно неожиданный поворот.

Матрена Марковна, хоть и жила рядышком с ДК, но ходила туда только на вы­боры, голосовать. Соседка же работала в Доме куль­туры сторожем. Собралась она в отпуск и попросила Матрену Марковну ее под­менить, всего на две неде­ли. И вот…

«Сижу на вахте, – рассказывает Матрена Мар­ковна.– А у казачьего хора, вкоторый только-только новых ребят набрали, идет репетиция. И песня у них никак не получается. Прибе­жали ко мне: «Марковна, по­кажи, как поют». Показала – запевный голос, дишкан… С того дня пошло: идут, про­сят, мол, Марковна, помоги…

«Донское раздолье» неоднократно участвовало в фестивалях казачьей старинной песни, в различных городах нашей страны: Азов, Евпатория, Ростов, Астрахань, Чебоксары, Калининград. Ансамбль был награжден дипломами: лауреата районного смотра-конкурса «Играй, гармонь, звени, частушка» (1998), за участие в Областном фестивале фольклорно-этнографических коллективов «Истоки» (2000,2003), лауреата фестиваля народного творчества «Песня года на Дону» (2002), лауреата 1 степени Областного фестиваля «Песенная ярмарка» (2005), за активное участие во втором Всероссийском фольклорном фестивале «Станица» (2005), «За сохранение национальной и самобытной культуры» (2006), «За активную деятельность в сфере сохранения и возрождения казачьих традиций» (2007).

В 2008 году про ансамбль, Матрёну Марковну и Ивана Игнатьевича снят документальный фильм «Донское раздолье». Студия ВГИК, автор Ольга Чистова…

Много жизненных ролей было в судьбе Матрены Марковны, и каждая из них ей удалась: жена, мать, свекровь и самая лучшая в мире бабушка и прабабушка для своих внуков и правнуков. И все эти годы они были вместе с супру­гом Иваном Игнатьевичем Неклюдовым. К сожалению, немного не дожил Иван Игнатьевич до сво­ей бриллиантовой свадьбы.

Собственные крепкие семьи создали и сы­новья Анатолий и Николай. Стали взрослыми четверо внуков, подрастают пятеро правнуков.

Как не вспом­нить добрым словом праде­да, назвавшего свою прав­нучку таким замечательным именем – Благодетельница…».

Что бы не делала Неклюдова – все было «на медаль», на отлично. А потому  не только в труде награды имеет, но и в творчестве. Грамот и Дипломов – не пересчитать – от областного руководства (от губернатора до отдела культуры и различных Цетров), до начальства районного. Жаловали, безусловно, Матрену Марковну и казаки – атаман Всевеликого войска Донского, атаманы второго донского округа, которые в разные годы были. Награждена  М.М. Неклюдова и медалями «За возрождение казачества» (II степени), «За возрождение Донского казачества»; удостоена почетного звания «Хранитель традиций» (присваивается администрацией Волгоградской области). С 2007 года Матрена Марковна являлась Почетным гражданином Калача-на-Дону. 

Матрена Марковна была неоднократным героем произведений Б.П. Екимова. Как говорит Борис Петрович, «Маркевна поет за всех — за меня, за вас, за весь калачевский безголосый люд».  «Наши песни, — говаривала Матрена Марковна, — старина. Если не сберечь их, такое больше никогда не повторится».

Андрей Махин: «Казаки всегда испытывали огромную благодарность Матрене Марковне за ее поистине бесценный вклад в сохранение и возрождение традиций нашего народа. Мы в неоплатном долгу за ее самобытность и творчество, за то, как по маленьким крупицам она собирала песни предков и давала им новую жизнь. Сколькие казаки в современности именно от нее узнавали лучше свои обычаи и традиции, сколькие люди полюбили казачью культуру благодаря ее вкладу – не перечесть. Она «задавала тон» так, как не мог никто другой».

Елена Страчкова: «25 марта – в День работника культуры ушла из жизни наша коллега, замечательная женщина, талант которой простирался на все сферы жизни человеческой. Влюбленная в донской край и казачью песню Матрена Марковна навсегда останется в наших сердцах. Её милое, прекрасное лицо, открытый взгляд, искрящиеся глаза вызывали восхищение. То, что ее теперь нет рядом с нами – большое горе. Скорбим вместе с родными и близкими».

Татьяна Сечина: «Матрена Марковна с самых первых дней не случайно была «лицом», «визитной карточкой» наших, теперь уже вышедших за пределы района, «Екимовских чтений». Она – особенная, настоящая душа нашего края. Память о Матрене Марковне останется в потомкам в ее песнях, сохранившихся, в том числе, и на все же вышедшем в свет CD-диске».

Юрий Егоров: «Ушел из жизни человек, который нес в себе бесценный кладезь народного искусства, творчества. Она не только владела даром, но и умела щедро делиться им. Еще не одно поколение казаков будет воспитываться на ее песнях».

 

В 2005 году в своей статье в «Борьбе», посвященной 20-летию «Донского раздолья», Матрена Марковна писала: «Очень хочется жить и приносить пользу людям, особенно, когда слышишь от благодарных зрителей это магическое: «Любо!». И уж совсем пробирает по коже, а то и наворачиваются слезы, когда зал встает в овации и никак не отпускает со сцены».

И не хотелось бы отпустить Вас в этот раз, Матрена Марковна, да уже не получится. Мы провожаем Вас в последний путь. Но помнить будем. Другим теперь придется «запеснячивать», пусть сумеют сделать это не хуже Вас.

Наш край понес большую утрату. Скорбим. Соболезнуем родным.

Фото: из архивов Краеведческого музея, Елены Ломакиной и Марии Хворостовой

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲
%d такие блоггеры, как: