Проповедь отца Димитрия:   Трещина между мирами

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры, сегодня мы читали притчу из Евангелия от Луки о нищем Лазаре и богаче. Обратите внимание на то, что в этой притче указано имя Лазаря, хотя в других притчах, как правило, никаких имён Господь не упоминает, потому что притча – это нечто обобщённое, аллегорическое, символическое. Здесь же вводится некая персонализация, имя, а значит – говорится о чём-то личном. Во-первых, это может быть затем, чтобы христиане учились видеть в человеке страдающем, обездоленном, нуждающемся в помощи, личность.

Человека, а не просто какой-то антураж собственной жизни. Помните, в притче о милосердном самарянине человек подошёл к Христу и спросил: «кто же мой ближний»? А Христос в ответ рассказал эту притчу о самарянине и в конце спросил: «так кто оказался ближним пострадавшему от разбойников»? Тот ответил: «вот этот самарянин». Тогда Христос сказал: «иди и твори так же». Человек спросил одно, а Христос ответил на вопрос совсем по-другому. Человек спрашивал «кто ближний мой», а Господь этой притчей сказал, кому может быть ближним он. То есть человек ставил в центр себя, а Господь вывел его из этого центра, а поставил туда нуждающегося. И сегодняшняя притча об этом же. О том, что богатый человек, который имел достаток, веселился каждый день, пировал и ни в чём не имел нужды, не замечал страдальца, нищего человека у своих ворот, которых хотел бы насытиться от крупиц, падающих со стола богача, но никто ему не давал даже этого. От богатого не требовалось, чтобы он пожертвовал значительную часть своего богатства, уж тем более не требовалось раздать своё имение нищим. Он мог проявить сострадание и облегчить участь Лазаря без всякого ущерба для собственного благосостояния, ибо всё равно выбрасывал остатки со своих столов или отдавал домашним животным. Но он не делал этого. И не потому, что ему было жалко, а просто потому что не замечал бедняка. Он не думал, что человек может как-то по-другому жить, по-другому чувствовать, и что у других могут быть боль, страдания и проблемы. Недаром в этой притче выведены псы, которые приходили и лизали струпья Лазаря, пытаясь тем облегчить его участь. Даже эти псы жалели Лазаря, они были сострадательнее и добрее чем люди. И действительно, часто бывает так, что люди ведут себя хуже животных. У псов ничего не было, у них нет никакого своего богатства, единственное, чем они могут помочь – слюна с бактерицидными свойствами, которая заживляет раны. Так же и люди. У них может не быть никакого излишка, но в самой природе человека заложена способность к состраданию (как в слюне собак бактерицидные свойства). И, казалось бы, ничего не стоит это сделать. Часто мы, проходя мимо нищих и обездоленных не знаем, чем можем им помочь, потому что пятаки, которые мы им подаём, в их участи ничего кардинально не изменят, и мы это понимаем. Бывает даже, что и они сами в своей судьбе ничего менять не хотят. Но мы, вместо того, чтобы пожалеть их хотя бы внутренне, хотя бы просто посмотреть на них с добротой, начинаем оправдывать своё несострадание тем, что они, якобы, сами виноваты, что они сами всё пропили и тому подобным. А этого делать не стоит. Всё же обездоленных людей следует жалеть и не относиться к ним с пренебрежением. Богач из притчи за своё немилосердие попал в ад. Именно за это, а не за то, что он был богат. Есть множество богатых людей, которые родились в богатстве, но при этом имеют сострадание и милосердие. И они не попали в ад, несмотря на своё богатство. А тот человек попал. И здесь он впервые увидел Лазаря. Но увидел его именно потому, что участь Лазаря отличалась от его собственной – он увидел, как Лазарь утешается, блаженствуя на лоне Авраама. И он просит у Авраама и Лазаря, которого не замечал при жизни, о помощи. Обратите внимание на линейность некоторых сравнений – Лазарь хотел насытиться крупицами, а сейчас того же хочет богач – он хочет каплю воды на свой язык, чтобы остудить его в адском пламени. Там богач не давал эту крупицу потому, что был несострадательным, а здесь Лазарь и рад бы помочь, но не может, потому что между адом и Царствием Божьим пропасть, и люди не могут попадать оттуда сюда. Как можно понимать эту пропасть? Почему мы часто сравниваем страдания грешников в аду и саму стихию ада с огнём? Господь, когда творил мир, делал это по причине Любви. Потому что сам был Любовь. Сама божественная суть, Любовь, желала найти себе объект, на который она могла бы излиться. И по этой причине Господь творит мир и человека в этом мире, и любит этот мир и человека. И когда Господь творил этот мир, то в самой сердцевине мироздания, как некий фундаментальный, главный закон, была заложена Любовь. И всякий человек, который эту Любовь проявляет – к Богу или к ближним, живёт в бытии, оправдывая и реализовывая своё бытие, актуализируя его. А всякий, кто живёт в ненависти, нелюбви – он как бы выпадает из бытия, из нормальных законов жизни. Но в небытие при этом вернуться не может, потому что Господь воззвал всех нас из небытия к бытию, и всех наделил этим бытием навечно. И вот человек вышел из бытия, в небытие попасть не может, и как бы застрял, говоря языком писателей-фантастов, в «портале» между мирами. И между бытием и небытием в этом застревании происходит трение, которое и вызывает этот огонь геенский, в котором горит человек, ушедший из Любви, Божественного Бытия, и не могущий вернуться в небытие. Вот что такое адские муки и адское пламя. И в сегодняшний день, который посвящён этой притче, я желаю всем нам, чтобы мы смотрели вокруг себя не из центра своего «я», а в поиске этого центра в ком-то другом, в человеке, который нуждается в нашей помощи, нашем милосердии и нашей любви.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲
%d такие блоггеры, как: